Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с кассационную жалобу Хлебородова Максима Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Хлебородова Максима Николаевича к администрации города Хабаровска, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
индивидуальный предприниматель Хлебородов М.Н. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска и просил признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в ненадлежащем содержании участка автомобильной дороги по улице Строительной города Хабаровска от улицы Менделеева до улицы Нагорной; признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт в регистрирующем органе и мер по принятию в муниципальную собственность ливневой канализации, расположенной вдоль проезжей части улицы Строительной города Хабаровска; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность принять меры по постановке на учёт в регистрирующем органе и меры по принятию в муниципальную собственность указанной ливневой канализации в срок не превышающий 10 календарных дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность произвести ремонт участка указанной автомобильной дороги в срок не превышающий 2 месяцев с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Определением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 июля 2021 года административное исковое заявление ИП Хлебородова М.Н. удовлетворено в части. Признано незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в ненадлежащем содержании участка автомобильной дороги по улице Строительной в городе Хабаровске от улицы Менделеева до улицы Нагорной; на администрацию города Хабаровска возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей - ливневая канализация, расположенная вдоль улицы Строительной в городе Хабаровске на всем протяжении; на администрацию города Хабаровска возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно: привести участок дороги общего пользования, расположенный по улице Строительной города Хабаровска от улицы Менделеева до улицы Нагорной, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации города Хабаровска отказано. В удовлетворении исковых требований к управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании произвести ремонт участка дороги отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 июля 2021 года отменено в части удовлетворения требований Хлебородова М.Н. об обязании администрации города Хабаровска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей - ливневой канализации, расположенной вдоль улицы Строительной в городе Хабаровске на всем протяжении. Производство по административному делу в части требований Хлебородова М.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учёт в регистрирующем органе ливневой канализации, обязании принять меры по постановке на учёт ливневой канализации в регистрирующем органе прекращено. В остальной части решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 июля 2021 года оставлено без изменения.
13 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Хлебородова М.Н, подписанная и поданная представителем Калашниковой А.А, через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 01 декабря 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года, и оставлении в силе решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 июля 2021 года.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Кассатор не согласен с прекращением в части производства по делу. Так, по мнению кассатора, суд апелляционной инстанции не изучил доказательства по делу, в том числе видеоматериалы, следовательно не рассмотрел дело по правилам производства суда первой инстанции; не исследовал принятые им новые доказательства. А судья-докладчик не изложил содержание решения суда первой инстанции, а только резолютивную часть; не изложил доводы возражений на апелляционную жалобу, содержание представленных в суд новых доказательств. Суд апелляционной инстанции неверно истолковал обстоятельства дела относительно отсутствия нарушенного права административного истца. Так, им (административным истцом) верно сформулированы требования в части принятия мер по постановке на учёт ливневой канализации и обосновано наличие нарушенного права бездействием административного ответчика в данной части. Требования по ливневой канализации находятся в непосредственной связи с требованиями о ремонте дороги.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2022 года кассационная жалоба Хлебородова М.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения администрации города Хабаровска, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Хлебородову М.Н. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: "адрес".
Постановлением администрации города Хабаровска от 16 июля 2013 года N 2692 дорога по улице Строительной города Хабаровска включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", утверждённый постановлением администрации города Хабаровска от 09 февраля 2011 года N 401.
Прокуратурой города Хабаровска на основании обращения Хлебородова М.Н. проведена проверка по вопросу надлежащего содержания дороги по улице Строительной в городе Хабаровске, в ходе которой установлено, что участок дороги по улице Строительной от улицы Менделеева до улицы Нагорной в городе Хабаровске асфальтового покрытия не имеет, покрытие дороги частично состоит из железобетонных плит, частично щебёночное. На данном участке имеются многочисленные повреждения дорожного полотна, по размерам превышающие требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2-17. Администрацией города Хабаровска надлежащих мер к содержанию участка автомобильной дороги по улице Строительной города Хабаровска не принимаются, вследствие чего покрытие проезжей части имеет повреждения в виде выбоин, просадок, ям, что затрудняет движение транспортных средств на данном участке дороги с разрешённой правилами дорожного движения скоростью и создает угрозу безопасности дорожному движению, жизни и здоровью и имущества населения. Также проверкой установлено, что на отдельных участках автомобильной дороги по улице Строительной имеются локально расположенные участки системы водоотведения. В ходе осмотра установлено, что система водоотведения находится в технически неисправном состоянии. На балансе администрации города Хабаровска водоотводные лотки не значатся, их обслуживание администрацией города Хабаровска не организуется.
По результатам проведённой проверки прокурором города Хабаровска в адрес администрации города Хабаровска 21 марта 2019 года внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствовавших, а также недопущению их впредь.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами настоящего закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий
Статьёй 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относится организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Хабаровска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), пунктом 5.2.4 которого предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и иных повреждений.
Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, в силу пункта 5 которого принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённый Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, Устав городского округа "Город Хабаровск".
При этом, суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного иска в части, пришёл к обоснованному выводу о том, что администрацией города Хабаровска не приняты надлежащие меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, дорога по улице Строительной города Хабаровска от улицы Менделеева до улицы Нагорной находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует стандартам ГОСТа, что нарушает права административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя данное решение суда первой инстанции в части требований Хлебородова М.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учёт в регистрирующем органе ливневой канализации, и возложении обязанности принять меры по постановке на учёт ливневой канализации в регистрирующем органе, и прекращая производство по административному делу в данной части, установил, что административный истец участником правоотношений, связанных с постановкой на учёт имущества в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, не является, и пришёл к выводу, что оспариваемым бездействием законные интересы непосредственно Хлебородова М.Н. не затрагиваются, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Вопреки приведённому законоположению суд апелляционной инстанции меры для полного и правильного разрешения требований об оспаривании бездействия администрации города Хабаровска, выразившегося в непринятии мер по постановке на учёт в регистрирующем органе и мер по принятию в муниципальную собственность ливневой канализации, расположенной вдоль проезжей части улицы Строительной города Хабаровска; о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности принять меры по постановке на учёт в регистрирующем органе и меры по принятию в муниципальную собственность указанной ливневой канализации, не принял, оценку по существу доводам административного истца относительно нарушения его прав и законных интересов бездействием администрации города Хабаровска в отношении ливневой канализации, и связанной с ней состоянием участка автомобильной дороги, не дал, то есть предмет исковых требований разрешён не в полном объёме.
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 5 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебный акт подлежит отмене в части прекращенного производства по административному делу в части требований Хлебородова М.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учёт в регистрирующем органе ливневой канализации, обязании принять меры по постановке на учёт ливневой канализации в регистрирующем органе, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, для принятия решения в отменённой части в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года в части прекращенного производства по делу отменить.
Дело в отменённой части направить на новое апелляционное рассмотрение в Хабаровский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.