Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определённых действий.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) обязанность произвести оборудование котельной N АЭР 1, расположенной в военном городке "Аэродром Хурба" посёлка Хурба Комсомольского района Хабаровского края, резервным источником электроэнергии в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2021 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично: на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность провести оборудование котельной АЭР N 1, расположенной в военном городке "Аэродром Хурба" посёлка Хурба Комсомольского района Хабаровского края, резервным источником электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к Минобороны России отказано.
13 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 25 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в части и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судебные акты о возложении обязанности по оборудованию котельной резервным источником электроэнергии на управляющую организацию вынесены без выяснения вопроса о передаче спорного объекта Минобороны России в безвозмездное пользование или оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, вопроса об эксплуатации Учреждением данного объекта и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Кассатор указал, что в соответствии с Положением о ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, к основным вида деятельности Учреждения не относится капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры. Установка резервного источника электроэнергии относится к работам реконструкционного характера, а решение о проведении таких работ принимает исключительно Минобороны России как собственник объекта.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2022 года кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, изучив письменные возражения военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных Минобороны России, расположенных на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре, установлено, что котельная АЭР N 1, расположенная в военном городке "Аэродром Хурба" посёлка Хурба Комсомольского района Хабаровского края, не обеспечена собственным резервным источником питания, что в случае аварийной ситуации приведёт к прекращению работы котельной в отопительный период. На основании акта приема-передачи недвижимого имущества N 105 от 01 апреля 2017 года здание указанной котельной находится в собственности Минобороны России и принято в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Резервное электроснабжение указанной котельной (в числе прочих котельных, расположенных на территориях Комсомольского, Ульчского, Амурского, Ванинского, Советско-Гаванского районов и района им. Полины Осипенко Хабаровского края) осуществляется двумя мобильными дизельными электростанциями мощностью 30 кВт.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 2025 в пункты 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесены изменения, в том числе пункт 25 после слов "деятельность по эксплуатации" дополнен текстом следующего содержания: "(в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков)".
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", правила устройства электроустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года N 204, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, Положение о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Приказ Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года N 155, Устав ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607 (в редакции приказа от 30 июля 2018 года N 20250), установили, что котельная АЭР N1, расположенная в военном городке "Аэродром Хурба" посёлка Хурба Комсомольского района Хабаровского края, не обеспечена собственным резервным источником питания и в случае аварийной ситуации котельная прекратит свою работу в отопительный период, что здание указанной котельной находится в собственности Минобороны России и принято в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании акта приема-передачи недвижимого имущества N 105 от 01 апреля 2017 года, и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не наделено полномочиями по проведению капитального/текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, в силу пунктов 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (в редакции от 30 июля 2018 года N 2025), а также на основании акта приема-передачи недвижимого имущества N 105 от 01 апреля 2017 года, обязанность по оборудованию котельной АЭР N 1, расположенной в военном городке "Аэродром Хурба" посёлка Хурба Комсомольского района Хабаровского края, резервным источником электроэнергии лежит именно на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как лице, обеспечивающем содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.