Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" Румянцева С.В. на решение Фокинского городского суда Приморского края от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 июля 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Феофилактова А.В. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" об оспаривании отказа в подготовке документов о передаче в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав административного истца Феофилактова А.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Феофилактов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по подготовке правоустанавливающих документов о передаче в собственность земельного участка с кадастровым N, выраженного в письме от 19 августа 2020 года N 028-61/угр-11-2031.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является членом СНТ "Победа", правлением которого проведена инвентаризация земельных участков в границах садоводческого товарищества, по ее результатам и на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 17 ноября 2014 года администрацией городского округа "Город Калининград" издано постановление от 26 марта 2015 года N 542 о внесении изменений в постановление мэра города Калининграда от 6 апреля 1998 года N 898 "О предоставлении гражданам - членам садоводческого товарищества "Победа" в общую долевую собственность земель общего пользования и в собственность (или аренду) занимаемых ими земельных участков" в части приложения, в соответствии с которым участок N изменен на номер N с кадастровым N, информация о владельце земельного участка отсутствует.
Согласно выписке из протокола внеочередного общего собрания СНТ "Победа" от 22 ноября 2015 года земельный участок "адрес" распределен ему, в связи с чем он обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность. Письмом от 19 августа 2020 года административный ответчик отказал в подготовке документов о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в первоначальном списке участников товарищества земельный участок значится за ФИО1, которая не отказывалась от указанного земельного участка, а после ее смерти право собственности в отношении земельного участка может быть признано за наследниками в судебном порядке. С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок является свободным от прав третьих лиц.
Решением Фокинского городского суда Приморского края от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 июля 2021 года, требования Феофилактова А.В. удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в предоставлении муниципальной услуги по подготовке правоустанавливающих документов о передаче Феофилактову А.В. земельного участка с кадастровым номером N от 19 августа 2020 года N 028-61/угр-11 -2031, на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушения прав Феофилактова А.В. в разумный срок, но не превышающий 40 дней со дня вступления решения в законную силу.
4 октября 2021 года и.о. председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" Румянцевым С.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Феофилактова А.В.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что по имеющимся в распоряжении Комитета сведениям спорный земельный участок предоставлялся ФИО1, поэтому в связи с ее смертью наследники могут оформить права на земельный участок в судебном порядке.
Административный ответчик и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа (пункт 2.8).
Согласно пункту 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в садоводческих товариществах г. Калининграда установлен пунктом 2.9.2 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в садоводческих товариществах, утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 23 сентября 2013 года N 1451 (далее - Административный регламент). Одним из таких оснований к отказу в предоставлении земельного участка, установленных пунктом 2.9.2, является регистрация права собственности на земельный участок третьих лиц.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Калининграда от 6 апреля 1998 года N 898 "О предоставлении садоводческому товариществу "Победа" в общую долевую собственность земель общего пользования и собственность гражданам - членам товарищества занимаемых ими земельных участков" садоводческому товариществу "Победа" представлены в общую долевую собственность земли общего пользования площадью 16, 5661 га; гражданам - членам садоводческого товарищества "Победа" предоставлены занимаемые ими земельные участки согласно приложениям 1, 2 к настоящему постановлению, на основании личных заявлений граждан. Согласно пункту 10 постановлено гражданам - членам садоводческого товарищества "Победа" предложено в месячный срок со дня принятия постановления получить в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства на право собственности на землю или договоры аренды земли.
На основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 17 ноября 2014 года по делу N А21-5934/2014 постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 26 марта 2015 года N 542 в постановление мэра города Калининграда от 6 апреля 1998 года N 898 внесены изменения в части приложения N 1 "Списки членов садоводческого товарищества "Победа", которое заменено на "Списки граждан - членов СНТ "Победа", прошедших инвентаризационный учет".
Из справки СНТ "Победа" от 20 декабря 2020 года следует, что Феофилактов А.В. является членом СНТ "Победа" с 2014 года. Согласно выписке из протокола внеочередного общего собрания СНТ "Победа" от 22 ноября 2015 года на основании заявления и заключения правления земельный участок по "адрес" площадью 239 кв.м. с кадастровым N распределен Феофилактову А.В.
23 июля 2020 года Феофилактов А.В. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N в "адрес".
По результатам рассмотрения обращения Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" направил Феофилактову А.А. отказ от 19 августа 2020 года в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что в списках членов товарищества, являвшихся приложением к постановлению мэра города Калининграда от 6 апреля 1998 года N 898, до проведения инвентаризации и внесения в него изменений участок N имел Nа и значился за ФИО1, при этом ее отказ от земельного участка в комитет не поступал, поэтому в связи со смертью ФИО1 право собственности на земельный участок может быть признано за ее наследниками в судебном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Феофилактова А.В, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и установив, что спорный земельный участок расположен в границах СНТ "Победа", предназначен для ведения садоводства, не является изъятым из оборота и ограниченным в обороте, в отношении него не принято решение о резервировании для государственных и муниципальных нужд, участок распределен Феофилактову А.В. как члену СНТ "Победа", при этом в материалах дела отсутствуют документы, удостоверяющие права ФИО1 или других лиц на спорный земельный участок, пришли к выводу о незаконности отказа в предоставлении Феофилактову А.В. земельного участка с кадастровым N на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.9.2 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в садоводческих товариществах.
Судебная коллегия кассационного суда с данными выводами соглашается, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального норм, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым судами дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о наличии прав третьих лиц в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, наследники вправе обратиться в суд с требованиями о включении этого имущества в состав наследства либо о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 26 марта 2015 года N 542, которым внесены изменения в списки членов садоводческого товарищества "Победа", права ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок в садоводческом товариществе не установлены, земельный участок по "адрес" значится свободным, иными лицами права на данный земельный участок не заявлены.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фокинского городского суда Приморского края от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.