Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Пырьковой О.С. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по расселению юридических и физических лиц, организации сноса многоквартирных домов.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми заявлениями к администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о возложении обязанности незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда расселить физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирных домах "адрес", и организовать снос домов.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что на основании заключений межведомственной комиссии от 27 июля 2020 года N 80, N 81, N 82 администрацией г. Комсомольска-на-Амуре приняты постановления от 30 июля 2020 года N 1479-па, N 1448-па, N 1454-па, которыми многоквартирные "адрес" признаны аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с распоряжениями администрации города от 13 августа 2020 года N 369-ра, N 370-ра, N 371-ра рок расселения жильцов указанных домов установлен до 31 декабря 2030 года, срок сноса домов - до 1 октября 2031 года.
Прокурор считает, что срок расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, органом местного самоуправления установлен произвольно, без учета наличия реальной опасности обрушения спорных домов, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Определениями Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 2 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
На основании определения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 2 декабря 2020 года гражданские дела по исковым заявлениям прокурора г. Комсомольска-на-Амуре к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности расселить многоквартирные жилые "адрес" объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены, на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда расселить граждан из многоквартирных домов "адрес" и организовать снос указанных многоквартирных домов.
На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2021 года, принятым в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело с апелляционной жалобой администрации г. Комсомольска-на-Амуре передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года отменено в части удовлетворения требований прокурора г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре организовать снос многоквартирных жилых домов N "адрес" "адрес", в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в остальной части решение уда оставлено без изменения.
28 сентября 2021 года представителем администрации г. Комсомольска-на-Амуре Пырьковой О.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 25 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на необоснованность установленного судом срока расселения многоквартирных домов, поскольку наличие угрозы разрушения спорных домов не установлено, не исследован вопрос о пригодности жилых помещений для дальнейшего проживания, не дана оценка требованиям прокурора на предмет их исполнимости ввиду отсутствия у органа местного самоуправления необходимого жилого фонда, а также наличия жилых домов, признанных аварийными ранее. Ссылается на то, что распоряжения администрации об организации расселения граждан в связи с признанием домов аварийными в установленном законом порядке не оспорены, поэтому считаются вступившими в законную силу.
Административный ответчик и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные органом местного самоуправления сроки отселения жильцов многоквартирных домов, признанных аварийными, не могут являться разумными, определены без учета технического состояния конструкций жилых домов, которое не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, противоречат требованиям жилищного законодательства, нарушают права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в жилых помещениях, отвечающих санитарным и техническим требованиям, в связи с чем возложил на административного ответчика обязанность расселить жильцов многоквартирных домов в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, а также организовать снос домов.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что установленный срок расселения граждан из аварийных многоквартирных домов не является разумным, вместе с тем пришел к выводу, что требование о сносе многоквартирных домов не подлежит удовлетворению, поскольку прокурором не подтверждено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате не совершения органом местного самоуправления действий по незамедлительному сносу аварийных многоквартирных домов, определение срока которого является компетенцией органа местного самоуправления.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, поскольку данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков, в данном случае сноса дома.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 3.12 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Представленными в материалы дела заключениями КГУП "Хабкрайинвентаризация" (Комсомольский-на-Амуре филиал) от 9 декабря 2016 года подтверждается, что жилые дома "адрес" не отвечают установленным санитарным, техническим и противопожарным нормам, имеют дефекты и повреждения, снижающие эксплуатационную пригодность зданий; состояние основных конструктивных элементов не соответствует требованиям нормативно-технической документации; отдельные элементы здания находятся в крайне неудовлетворительном или аварийном состоянии; техническое состояние строительных конструкций и здания в целом характеризуются снижением несущей способности, прочности и устойчивости, при которых существует опасность для пребывания в нем людей; здания в целом не удовлетворяют заданным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; проведение ремонтно-восстановительных работ жилых домов экономически нецелесообразно.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленные органом местного самоуправления сроки для отселения жильцов аварийных многоквартирных домов не могут быть признаны разумными, поэтому правомерно ограничили срок расселения одним годом с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом технического состояния спорных многоквартирных домов, периода времени, истекшего с даты признания зданий аварийными и подлежащими сносу, а также принимая во внимание необходимость соблюдения администрацией г. Комсомольска-на-Амуре соответствующей процедуры по переселению жильцов аварийных домов, в том числе в жилые помещения маневренного фонда, суд кассационной инстанции считает, что определенный судом для административного ответчика предельный срок для расселения граждан соответствует требованиям разумности и, вопреки доводам кассационной жалобы, не свидетельствует о неисполнимости судебного акта.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов спорных многоквартирных домов, администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не представлено.
Несогласие администрации г. Комсомольска-на-Амуре с оценкой исследованных судами доказательств и выводами судебных инстанций основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не является и не свидетельствует о допущенных судами нарушениях, которые привели к неправильному разрешению дела.
Таким образом, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.