Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Власенко И.Г, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баль Юлии Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании недоначисленных и не выплаченных денежных средств в связи с увольнением по сокращению, отпускных, компенсации за задержку выплат
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 13 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Баль Ю.А. обратилась в суд с иском о защите нарушенного права. В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 3 по Магаданской области. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N л/с уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При исчислении среднемесячного денежного содержания в расчет компенсационных выплат в связи с увольнением по сокращению, а также отпускных сумм работодателем не учтены выплаченные ей за 12 месяцев перед увольнением за ДД.ММ.ГГГГ годы средства материального стимулирования, что привело к занижению размера среднемесячного денежного содержания, отпускных сумм, в том числе за неиспользованные отпуска. Просила, с учетом уточнений, взыскать недоплаченную компенсацию в размере месячного денежного содержания за 4 месяца в размере 144 518 руб. 76 коп.; за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 52 календарных дней в размере 64 121 руб. 08 коп.; за неиспользованный отпуск в количестве 48 календарных дней в размере 60 922 руб. 50 коп.; недоплаченные отпускные суммы за использованные в ДД.ММ.ГГГГ году отпуска - за один календарный день ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 222 руб. 58 коп.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (44 календарных дней) в размере 63 647 руб. 48 коп.; денежную компенсацию (проценты) за задержку вышеуказанных выплат по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере 15 850 руб. 38 коп. по день фактического исполнения, судебные расходы на оплату почтовых отправлений в размере 354 руб, по оформлению нотариальной доверенности - 3 500 руб.
Определением суда от 03 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечена Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России).
Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 6 апреля 2021 года исковые требования Баль Ю.А. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 13 июля 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу
Такие основания по настоящему делу установлены.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Из материалов дела и судом установлено, что Баль Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 3 по Магаданской области, в т.ч. в должности главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения на дату увольнения.
Приказом Межрайонной ИФНС России N 3 по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ N л/с истец уволена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Этим же приказом предусмотрена выплата Баль Ю.А. компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 52 календарных дней, компенсации в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания.
ДД.ММ.ГГГГ работодателем издан приказ Nк о выплате Баль Ю.А денежной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска (за ненормированный служебный день, в связи с работой в РКС, за выслугу лет) в количестве 48 календарных дней.
На основании этих приказов при увольнении Баль Ю.А. выплачены компенсация за неиспользованные отпуска в количестве 52 календарных дней в размере 121 790 руб. 24 коп. и в количестве 48 календарных дней в размере 113 720 руб. 64 коп, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 285 600 руб. 08 коп.
Указанный расчет произведен без учета выплаты материального стимулирования, в связи с чем истец обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суды исходили из следующего.
В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07. 2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
По выводам суда такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС N 1 по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания процентов за задержку указанных выплат, суды не приняли во внимание, что в настоящем деле между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы мер материального стимулирования и правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной правилами ст. 236 ТК РФ, не имелось.
По изложенному, судебные постановления в указанной части подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований. В связи с отменой решения в части, указанная в резолютивной части ссылка на итоговую сумму взыскания, в связи с некорректностью, подлежит исключению. Оснований для отмены постановлений суда в остальной части доводы кассационной жалобы не содержат.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 13 июля 2021 года отменить в части удовлетворенных требований о взыскании денежной компенсации (проценты) за задержку вышеуказанных выплат в размере 15 850 руб. 38 коп. и по дату фактического исполнения. В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, исключить из резолютивной части решения указание на итоговую сумму взыскания.
В остальной части постановления судов первой и апелляционной инстанций оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.