Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Панфиловой Л.Ю, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лядновой Т.Н. к Управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии
по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 5 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 14 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, судебная коллегия
установила:
Ляднова Т.Н. обратилась в суд с иском к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер государственной поддержки.
Требование мотивировано тем, что с 24 июня 2013 года она владеет на праве аренды земельным участком, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 126 кв.м, расположенным "адрес"
В период со 2 августа 2019 года на территории ЕАО введён режим чрезвычайной ситуации в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года. В результате сильного переувлажнения почвы и высоких уровней воды в реке на ее земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры - картофель на площади 0, 05 га, что подтверждено актом обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 3 сентября 2019 года.
Она обращалась с заявлением в управление сельского хозяйства правительства ЕАО о выплате компенсации, однако такая выплата не произведена. В 2020 году после повторного обращения ей отказано в предоставлении компенсации в связи с тем, что финансирование данной субсидии в 2020 году не предусмотрено.
Просила признать за ней право на получение указанной субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета, обязать управление сельского хозяйства правительства ЕАО произвести ее выплату, решение суда обратить к немедленному исполнению.
К участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрация муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" ЕАО.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 5 марта 2021 года исковые требования удовлетворены, за истцом признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 05 га; на управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Лядновой Т.Н. такую выплату из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 14 июля 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с пунктом 5 постановления правительства ЕАО от 20 ноября 2019 года N 414-пп "О порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области" право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30 августа 2019 года N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
Доказательствами подтверждено, что Ляднова Т.Н. зарегистрирована и проживает "адрес", приусадебный земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 126 кв.м истец использует для ведения личного подсобного хозяйства на основании договора аренды от 24 июня 2013 года, заключённого сроком на 49 лет.
Распоряжением губернатора ЕАО от 1 августа 2019 года N 385-рг в связи со сложной гидрометеорологической обстановкой на территории Еврейской автономной области со 2 августа 2019 года введён режим чрезвычайной ситуации.
Домовладение истца и земельный участок попали в границы зоны чрезвычайной ситуации, которая определена распоряжением губернатора ЕАО от 30 августа 2019 года N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году".
Факт гибели сельскохозяйственной культуры - картофеля на площади 0, 05 га подтвержден актом от 3 сентября 2019 года N11, составленным уполномоченным органом. Размер возмещения определен в сумме 5 540 рублей.
Управлением сельского хозяйства правительства ЕАО на счёт Лядновой Т.Н. перечислялись денежные средства в размере 5 543 рубля 95 копеек, однако денежная сумма не зачислена.
Из реестра ПАО "Сбербанк России" от 31 декабря 2019 года следует, что денежные средства Лядновой Т.Н. не зачислены в связи с неверным наименованием получателя.
После этого указанные денежные средства возвращены в федеральный бюджет.
По результатам рассмотрения повторного заявления управлением сельского хозяйства правительства ЕАО Лядновой Т.Н. отказано в выплате компенсации, в связи с тем, что обязанность управления по выплате субсидии за счёт средств федерального бюджета истекла в 2019 году, финансирование данной субсидии в 2020 году не предусмотрено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам Главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что Ляднова Т.Н. на момент чрезвычайной ситуации использовала земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на законном основании, урожай погиб в результате паводка летом 2019 года, экспертная оценка ущерба проведена, его размер установлен. Таким образом, Ляднова Т.Н. имеет право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, площадью гибели 0, 05 га.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 октября 2019 года N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537, 5 тысяч рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.
Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, определён постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2019 года N 1455.
В силу пункта 2 Порядка иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка).
Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Порядка).
Судом из сообщения управления сельского хозяйства правительства ЕАО от 15.12.2020 N 2993/20 установлено, что остаток межбюджетного трансферта, имеющий целевое назначение и не использованный по состоянию на 01.01.2020 возвращён в федеральный бюджет.
Таким образом, из приведённого правового регулирования следует, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году осуществляется за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, Министерство сельского хозяйства РФ не несёт ответственность за действия органов исполнительной власти субъекта, допустивших нарушение прав истицы, оснований к отмене решения не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы оснований для отмены судебных актов не содержат.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 5 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.