Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.
судей Старовойт Р.К, Хребтовой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Анастасии Ивановны к окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным и включении в сводный список, возложении на ответчика обязанности выплатить социальную выплату, выдать сертификат на получение социальной выплаты по программе "Молодая семья", по кассационной жалобе окружной администрации г. Якутска
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова А.И. обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и включении в сводный список участников мероприятий "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) ("Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы", указав, что ее семья состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Окружной администрации города Якутска в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 году. 30 мая 2019 года решением межведомственной комиссии Городского округа "Город Якутск", оформленным протоколом от 30 мая 2019 года, семья Ивановой А.И. исключена из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятий "Обеспечение жильем молодых семей". Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2019 г, вступившим в законную силу 27 января 2020 года, она восстановлена в списке. Таким образом, в указанное время она была лишена возможности попасть в списки кандидатов на получение социальной выплаты. После восстановления в списке, решением Окружной администрации города Якутска от 15 февраля 2021 года ее исключили из списка в связи с достижением возраста 36 лет. Полагает, что данное решение незаконно и грубо нарушает её жилищные права.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2021 года исковые требования удовлетворены. Решение Межведомственной комиссии городского округа "Город Якутск" Уведомление N 3 от 15.02.2021 об исключении Ивановой А.И. и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты признано незаконным.
На Окружную администрацию Городского округа "Город Якутск" возложена обязанность включить семью Ивановой А.И. в сводный список участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020?2024 годы".
На Окружную администрацию Городского округа "Город Якутск" возложена обязанность выдать семье Ивановой А.И. сертификат на получение социальной выплаты по программе "Молодая семья".
На Окружную администрацию Городского округа "Город Якутск" возложена обязанность выплатить социальную выплату семье Ивановой А.И.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе окружная администрация г. Якутска просит об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанции, выражая несогласие с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, вопреки обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела, а именно возраст заявителя - претендента на получение социальной выплаты, старше 35 лет. Поскольку решение об исключении истца и ее семьи из числа участников мероприятия от 15 февраля 2021 года было принято на момент превышения супругами возрастного порога, являющегося одним из требований, предъявляемым к участникам государственной программы, полагает, что решение межведомственной комиссии является правильным и не нарушает права семьи.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Иванова А.И. указала, что в связи с незаконным исключением ее семьи из сводного списка в 2019 году, длительностью судебных тяжб по восстановлению в указанном списке, применительно к ее семье возрастные критерии программы должны учитываться исключительно на момент принятия первого решения об исключении семьи из списка участников программы.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Приложением N 1 которым установлено, что участником Программы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пункт 6 Приложения).
Согласно п.6 "Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы" также предусмотрено, что участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, проживающая в Республике Саха (Якутия) и соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с приложением N 3 к настоящему постановлению.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятия государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы", пришел к выводу, что 15.02.2021 решением ОА г. Якутска Иванова А.И. незаконно исключена из числа участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы", поскольку семья истицы на момент первого отказа межведомственной комиссии отвечала всем критериям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и условиям Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, не имеют ни на каком праве собственного жилого помещения, и на момент принятия решения Межведомственной комиссии ее супруг Иванов П.К. имел возраст 35 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что судом верно применены нормы материального и процессуального права, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что семья Ивановой А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит из четырех человек, включая супруга Иванова П.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Иванову Н.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
13 марта 2019 года Иванова А.И. с членами своей семьи была признана нуждающейся в жилом помещении и утверждена в списке молодых семей-претендентов па получение социальных выплат в 2019 году в рамках реализации мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы", согласно протоколу межведомственной комиссии N 2 от 13.03.2019.
Решением межведомственной комиссии Городского округа "город Якутск" от 30 мая 2019 года истец Иванова А.И. со всеми членами семьи исключена из вышеуказанного списка.
Основанием исключения явилось несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6, 43 Порядка, а именное по причине отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ, то есть более 9 кв.м. на каждого члена семьи.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19.11.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27.01.2020 г, были удовлетворены исковые требования Ивановой А.И. о признании незаконным решения Межведомственной комиссии ГО "Город Якутск" протокол N 5 от 30 мая 2019 года об исключении Ивановой Анастасии Ивановны и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты. Семья Ивановой А.И. восстановлена в сводном списке участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы".
Указанное решение Якутского городского суда от 19.11.2019, как следует из материалов дела, исполнено Межведомственной комиссией по реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", Иванова А.И. с членами семьи восстановлена в сводном списке участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" решением от 21.05.2020, протокол N 5, что подтверждается соответствующим уведомлением и ответом Департамента жилищных отношений ГО "город Якутск" (л.д.38, 39).
Вместе с тем, решением Межведомственной комиссией по реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" от 04.02.2021 (протокол N1) Иванова А.И. с членами семьи исключена из сводного списка участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг". Как следует из Уведомления (л.д.12) основанием для исключения из списка послужило несоответствие семьи Ивановой А.И. требованиям п.п "а" п. 6 Порядка - в связи с достижением 36-ти летнего возраста заявителя и (или) членов его семьи.
Удовлетворяя исковые требования Ивановой А.И. о признании незаконным указанного решения Межведомственной комиссии, суд первой инстанции указал, что юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является вопрос о том, является ли истица Иванова А.И. и ее супруг, лицами имеющими возраст 35 лет на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Установив, что возраст каждого из супругов на момент включения молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты - 13.03.2019 - не превышал 35 лет, суд пришел к выводу, что исключение Ивановой А.И. из указанного списка решением Межведомственной комиссии от 04.20.2021 в связи с достижением ее супругом Ивановым П.К. возраста 36 лет, незаконно.
Между тем указанный вывод суда нельзя признать основанным на обстоятельствах, имеющих значение для дела, и нормах закона.
В силу п. 21 Порядка формирования списков молодых семей -участников, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 01.04.2020 N 65 (ред. от 15.09.2021) "О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)", орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных в пунктах 18, 19 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
В соответствии с п.п. "а" п. 22 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия являются несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего Порядка (возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет).
В силу п. 25 Порядка в случае, если на момент утверждения государственным заказчиком списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия.
Принимая решение по иску, суд первой инстанции не учел, что вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от 19.11.2019 было признано незаконным решение межведомственной комиссией от 30.05.2019, права заявителя и ее семьи были восстановлены путем принятия межведомственной комиссией решения о восстановлении Ивановой А.И. с членами семьи в сводном списке участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Между тем, впоследствии, а именно 29.06.2019 Иванов П.К. достиг возраста 36 лет, следовательно, у ответчика имелись основания для исключения Ивановой А.И. с членами семьи из соответствующего списка 04.02.2021 по основаниям, которые возникли с момента достижения Ивановым П.К. возраста 36 лет.
Судом не учтено, что само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список участников программы не наделяет такие молодые семьи субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Период ожидания включения в списки претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году зависит от количества участников Программы и от финансовых возможностей государства. Соответствие семьи всем необходимым условиям проверяется при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты данной семье.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно копии уведомления (л.д.12), прилагаемого истцом к иску, заявитель была исключена из числа участников программы решением межведомственной комиссии от 04.02.2021 (протокол N 1), однако в решении суда (также как в исковом заявлении) признано незаконным решение Межведомственной комиссии от 15.02.2021 (протокол N 3), копия которого в материалах дела не представлена.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.07.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Между тем допущенные судом нарушения норм материального права, не были устранены судом апелляционной инстанции.
В силу изложенного судебная коллегия полагает, что судом не были установлены верно и в надлежащем объеме значимые юридические обстоятельства, выяснение которых необходимо для законного разрешения настоящего спора, основываясь на системе доказательств и правильном применении норм действующего законодательства, что не устранено в ходе апелляционного производства.
Принимая во внимание, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, судья суда кассационной инстанции считает необходимым отменить определение суда апелляционной инстанции и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года отменить, направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.