Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Власенко И.Г, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махановой Юлии Николаевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта, изменении формулировки увольнения, внесении записи в трудовую книжку, взыскании компенсации при увольнении в связи с сокращением должности, доплаты сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты причитающихся сумм, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Маханова Ю.Н. обратилась в суд с иском о защите нарушенного права. В иске указала, что на основании служебного контракта N N от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ замещала должность главного специалиста-эксперта правового отдела в МРИ ФНС N 2 по Магаданской области. ДД.ММ.ГГГГ ей вручили предупреждение о сокращении ДД.ММ.ГГГГ должности главного специалиста-эксперта правового отдела в связи с реорганизацией Инспекции путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области.
ДД.ММ.ГГГГ она подала на имя и.о. начальника инспекции заявление с просьбой о досрочном расторжении служебного контракта на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". ДД.ММ.ГГГГ составлен акт N N от ДД.ММ.ГГГГ о ее отказе от ознакомления под подпись с приказом о расторжении служебного контракта в связи с несогласием с основанием его расторжения. ДД.ММ.ГГГГ приказом N N о расторжении служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ она уволена по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 29 календарных дней. Полагает увольнение по указанному основанию незаконным. ДД.ММ.ГГГГ ей предложили продолжить службу в должности главного специалиста-эксперта правового отдела УФНС России по Магаданской области в соответствии со структурой и штатным расписанием, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ N N, от указанного предложения она отказалась.
Просила, с учетом дополнений, признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N о расторжении служебного контракта незаконным, изменить формулировку основания увольнения на основание, предусмотренное пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ - уволена в связи с сокращением должности главного специалиста-эксперта правового отдела МРИ ФНС N 2 по Магаданской области; внести об этом запись в трудовую книжку; взыскать компенсацию в размере 4-хмесячного денежного содержания в размере 370 891 руб. 76 коп, дополнительную компенсацию в размере денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 117 090 руб. 57 коп, денежные средства, подлежащие доплате при исчислении отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 81 155 руб. 24 коп (НДФЛ - 10 550 руб), компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 29 календарных дней, подлежащую доплате в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 30 922 руб. 92 коп. (НДФЛ - 4020 руб), проценты за нарушение установленных сроков выплаты причитающихся сумм в размере 5 203 руб. 02 коп, компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 25 марта 2021 года с УФНС России по Магаданской области в пользу Махановой Ю.Н. взысканы: денежные средства, подлежащие доплате при исчислении отпускных за период с 15 июня по 17 августа 2020 года в сумме 81 155 руб. 24 коп. (НДФЛ-10 550 руб), компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 29 календарных дней, подлежащая доплате в день увольнения 20 октября 2020 года в сумме 30 922 руб. 92 коп. (НДФЛ-4020 руб), проценты за нарушение установленных сроков выплаты причитающихся сумм в размере 856 руб. 36 коп; компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 июня 2021 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании приказа о расторжении служебного контракта незаконным, изменении формулировки увольнения, внесении записи в трудовую книжку, взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, дополнительной компенсации и принято в данной части новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N о расторжении с Махановой Ю.Н. служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, возложил обязанность изменить формулировку основания увольнения на основание, предусмотренное пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", - уволена в связи с сокращением должности главного специалиста-эксперта правового отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Магаданской области.
С УФНС по Магаданской области в пользу Махановой Ю.Н. взыскана компенсация в связи с сокращением должности в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 370 891 руб. 76 коп, дополнительная компенсация в размере денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в сумме 117 090 руб. 57 коп. Компенсации морального вреда увеличена до 8000 руб, проценты за нарушение установленных сроков выплаты причитающихся сумм, увеличены до 5 203 руб. 02 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции в той части, где удовлетворены исковые требований Махановой Ю.Н.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
Из материалов дела и судом установлено, что Маханова Ю.Н. замещала должность государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта правового отдела в МРИ ФНС N 2 по Магаданской области на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N N и приказа о приеме на работу от этой же даты.
На основании приказа Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ N N "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области" МРИ ФНС N 2 по Магаданской области реорганизована путем присоединения к УФНС по Магаданской области.
ДД.ММ.ГГГГ Маханова Ю.Н. предупреждена о сокращении должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Маханова Ю.Н. обратилась к работодателю с заявлением о расторжении служебного контракта на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ с 8 октября 2020 года. ДД.ММ.ГГГГ истец подала заявление, в котором просила досрочно расторгнуть с ней служебный контракт по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ с предоставлением выплат и компенсаций, предусмотренных законодательством, с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее поданное заявление от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта по пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ просила считать недействительным.
Приказом и.о. начальника МРИ ФНС N 2 по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ N N служебный контракт с Махановой Ю.Н. расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ (прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего), с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 29 календарных дней.
Разрешая спор в части требований, связанных с увольнением и взысканием компенсаций суд первой инстанции пришел к выводу о законности увольнения истца по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ и отсутствии у ответчика оснований для увольнения по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Суд второй инстанции признал указанный вывод неправильным, и исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 данной статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (часть 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является, в том числе расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 данного Федерального закона).
Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 79-ФЗ).
В качестве оснований к увольнению в приказе от ДД.ММ.ГГГГ указано на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует просьба об увольнении по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с чем суд второй инстанции правильно указал, что работник не мог быть уволен по инициативе гражданского служащего.
Приведенные в апелляционном определении выводы в отношении ходатайства ответчика о пропуске срока для обращения в суд примененным судом нормам трудового законодательства не противоречит.
Разрешая требования в расчетной части требований суд пришел к выводу о том, что о том, что средства материального стимулирования, дополнительные бюджетные ассигнования и премии за выполнение особо важных и сложных заданий должны учитываться при расчете денежного содержания истца.
В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07. 2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 652 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере "данные изъяты" каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
По выводам суда такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - приказов УФНС России по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ N N (за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ года), от ДД.ММ.ГГГГ N N (за 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ года), ДД.ММ.ГГГГ N N (за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ года), от ДД.ММ.ГГГГ N (за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ года), от ДД.ММ.ГГГГ N N (за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ года), от ДД.ММ.ГГГГ N N (за 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ года), писем ФНС России за ДД.ММ.ГГГГ годы, приказов ФНС России "О материальном стимулировании", решения комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
Согласно выпискам из протоколов заседания комиссии в 2019-2020 годах материальное стимулирование сотрудников осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счёт дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания процентов за задержку указанных выплат, суды не приняли во внимание, что в настоящем деле между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы мер материального стимулирования и правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной правилами ст. 236 ТК РФ, не имелось.
По изложенному, судебные постановления в указанной части подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований. Оснований для отмены постановлений суда в остальной части доводы кассационной жалобы не содержат.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
Отменить решение Хасынского районного суда Магаданской области от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 июня 2021 года в части взыскания процентов за нарушение установленных сроков выплаты причитающихся сумм. В указанной части принять решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 июня 2021 года и решение Хасынского районного суда Магаданской области от 25 марта 2021 года в неотмененной части оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.