Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Наконечной Е.В,, Воробьевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качан Ирины Федоровны к Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации четырехмесячной заработной платы, по кассационной жалобе Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю
на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 июля 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Качан И.Ф. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - МИФНС N 9 по Приморскому краю) о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации заработной платы, указав, что с 02.07.1990 проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России N 2 по Приморскому краю в должности начальника аналитического отдела. Приказом МИФНС России N 2 по Приморскому краю от 24.12.2020 N 02-12/141 служебный контракт, заключенный с ней расторгнут 30.12.2020 и она уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. Приказом УФНС России по Приморскому краю от 14.09.2020 N ЕД-7-4/663 МИФНС России N 2 по Приморскому краю с 11.01.2020 реорганизована, путем присоединения к МИФНС России N 9 по Приморскому краю. При увольнении ей была выплачена компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме 154 995, 60 рублей, компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в сумме 33 962, 22 рублей за 27 дней. Вместе с тем, расчет выходного пособия (четырехмесячного денежного содержания) и компенсации за неиспользованные дни отпуска произведены работодателем с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, без учета сумм материального стимулирования за период с 01.12.2019 по 30.11.2020 в общей сумме 512 762, 31 руб. Также с нарушением указанных Правил, без учета сумм материального стимулирования в 2020 году произведены выплаты отпускных.
Просила взыскать с МИФНС России N 9 по Приморскому краю суммы четырехмесячной компенсации в размере 170 920, 72 руб.; компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 39375, 99 руб.; отпускных выплат, произведенных в 2020 году в сумме 83 381, 89 руб, компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.; денежную компенсацию за несвоевременную выплату, предусмотренную ст. 236 ТК РФ на дату принятия решения суда.
Решением Дальнереченского районного суда Приморского края от 13 мая 2021 года исковые требования удовлетворены в части. С МИФНС России N 9 по Приморскому краю в пользу Качан И.Ф. взысканы недоначисленные: компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме 170 920, 72 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 39 375, 99 рублей, отпускные выплаты за 2020 год в сумме 83 381, 89 рубль; компенсация морального вреда в сумме 5 000 рублей, денежная компенсация за нарушение срока выплата причитающихся денежных средств в сумме 16 733, 28 рубля.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 июля 2021 года решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 13 мая 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС России N 9 по Приморскому краю просит отменить постановление суда первой и апелляционной инстанции. Полагает, что суды ошибочно отнесли к "иным дополнительным" выплатам, установленным в ст. 50 Закона N 79-ФЗ выплаты "средств материального стимулирования", которые должны учитываться в расчете компенсационных выплат при увольнении государственного гражданского служащего. Указывая, что порядок, назначение и определение "иных дополнительных" выплат и "средств материального стимулирования" регулируются различными нормами и источниками финансирования. Отмечает, что материальное стимулирование в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила) не предусмотрены. При исчислении денежного содержания гражданских служащих учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом N 79-ФЗ. Считает, что письмо Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 не может быть применено в качестве нормативно-правового акта, разъясняющего спорные правоотношения. Указывает, что выплаты материального стимулирования истцу производились в рамках других выплат в порядке части 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ. Считает, что инспекцией правомерно при расчете денежного содержания истца для исчисления компенсации при увольнении не учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку не включены в п. 2 Правил.
В дополнении к кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 9 по Приморскому краю указывает на отсутствие оснований для взыскания с налогового органа в пользу истца процентов за задержку выплат в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, так как между сторонами трудовых отношений существовал спор о праве работника на указанные в иске выплаты, которые ему не начислены, данный спор разрешен при обращении истца с иском, в связи с чем отсутствуют основания для наступления материальной ответственности работодателя в виде выплате работнику денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает судебные акты подлежащими отмене в части взыскания компенсации за задержку выплаты заработной платы, с принятием нового решения в указанной части.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Качан И.Ф. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 2 по Приморскому краю с 02.07.1990 в должности начальника отдела учета, отчетности и анализа.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 14 сентября 2020 года N ЕД-7-4/663 МИФНС России N 2 по Приморскому краю реорганизована в форме присоединения к МИФНС N 9 по Приморскому краю.
Приказом МИФНС России N 2 по Приморскому краю N 02-12/141 от 24 декабря 2020 года с Качан И.Ф. расторгнут служебный контракт в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ с 30.12.2020, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 27 дней, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
При увольнении Качан И.Ф. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 154 995, 60 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 33 962, 22 рубля.
Указанный расчет произведен без учета выплаты материального стимулирования, в связи с чем истец обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
По выводам суда такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС N 2 по Приморскому краю была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
При таких обстоятельствах, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в спорный период выделялись дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета, которые пошли на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования; выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, относится к категории иных выплат и подлежит учету при определении месячного денежное содержания истца и расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и сумм отпускных, в связи с чем взыскал с ответчика сумму четырехмесячной компенсации при увольнении в размере 170 920, 72 рублей, сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 39 375, 99 рублей и сумму отпускных выплат, произведенных в 2020 году, в размере 83 381, 89 рублей.
В указанной части основания для отмены судебных постановлений отсутствуют, поскольку в данной части при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания процентов за задержку указанных выплат в размере 16 733, 28 рубля, суды не приняли во внимание, что в настоящем деле между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы мер материального стимулирования и правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной правилами статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.
На основании изложенного, судебные постановления в указанной части подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 июля 2021 года в части взыскания компенсации за нарушение срока выплата причитающихся денежных средств в размере 16 733 рубля 28 коп.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.