Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при помощнике судьи Веркошанской И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" на решение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
В соответствии с пунктом 4653 указанного Перечня в него включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Данный объект недвижимости включен в Перечень 2021 года на том основании, что более 20 процентов площади здания фактически используется в целях размещения офисов, что было выявлено в результате обследования, проведенного работником КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края".
Общество с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" (далее - ООО "Владивостокский морской терминал", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в части, ссылаясь на то, что является собственником спорного нежилого здания, включение которого в оспариваемый Перечень влечет за собой необходимость оплаты налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости. Между тем, данный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Техническими документами в отношении спорного объекта недвижимости не подтверждается фактическое использование объекта недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Наименование помещений и здания не позволяют сделать вывод о том, что объект является офисным зданием, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения. С учетом изложенного Общество просило признать недействующим пункт 4653 Перечня объектов на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, с 1 января 2021 года.
Решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Владивостокский морской терминал" просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что в спорном административном здании не имеется помещений, используемых под офисы, более того, данные помещения не обладают признаками офисных помещений, не имеют централизованных приемных посещений, комнат для проведения встреч. В соответствии с техническим паспортом данный объект недвижимости имеет помещения с назначением "подсобное", "помещение охраны", "коридоры", "санузел", "лестничная клетка", "туалет", которые тождественными понятию "офис" не являются и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объект недвижимости с кадастровым номером N признаков торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания также не имеет, то есть административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) не является. Документами, техническим паспортом не подтверждается, что спорное здание имеет помещения общей площадью более 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения спорного здания в Перечень, не представлено.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством имущественных и земельных отношений Приморского края, администрацией г. Владивостока, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" и участвующим в деле прокурором представлены отзывы и возражения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования и правил введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 названных пунктов).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным перечисленными правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, нежилое здание площадью 740, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", принадлежит ООО "Владивостокский морской терминал".
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ данное здание имеет назначение "нежилое", наименование "административное здание", количество этажей - 3.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание имеет назначение - "административное", состоит из 2-х этажей и мансарды.
Как следует из экспликации к поэтажному плану здания, оно состоит из следующих помещений: 1 этаж - "помещение охраны", "коридоры", "кабинеты", "санузлы", "подсобное"; 2 этаж - "лестничная клетка", "кабинеты", "подсобное", "кухня", "умывальные", "туалеты", "кладовая", "коридоры"; мансарда - "лестничная клетка", "коридоры", "кабинеты", "туалеты".
Согласно кадастровому плану по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание имело наименование "административное", назначение "нежилое здание".
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1350 +/- 25.72, вид разрешенного использования - "для дальнейшей эксплуатации здания административного здания с пристройкой".
Таким образом, на момент включения спорного помещения в Перечень на 2021 год сведения Единого государственного реестра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета не позволяли отнести его к видам объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критериям назначения, разрешенного использования или наименования, что предполагало в силу приведенных положений налогового законодательства необходимость установления фактического использования объекта недвижимости.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", уполномоченного на проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда, было произведено обследование принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", по результатам которого установлено, что 451, 6 кв. м помещений из общей площади объекта (740, 6 кв. м) фактически используются для размещения офисных объектов, что составляет 60, 9%.
Оказывая в удовлетворении административного иска, суд принял во внимание данный акт обследования, установив, что осмотренные помещения фактически используются под размещение офисов, кабинеты соответствуют понятию "офис", оборудованы оргтехникой, не используются самим налогоплательщиком в целях осуществления своей хозяйственной деятельности, а сдаются в аренду третьим лицам.
Данные выводы суд первой инстанции судебная коллегия находит ошибочными.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в Приморском крае (далее - Порядок) утвержден постановлением администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края.
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.4 Порядка решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края с учетом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования осуществляется фотосъемка (при необходимости - видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объекта нежилого фонда, а также фотосъемка (при необходимости - видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте нежилого фонда.
Согласно пункту 2.1 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, являющейся Приложением 1 к Порядку, на основании документов кадастрового учета, документов технического учета (инвентаризации), сведений из Единого государственного реестра недвижимости, договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объекты нежилого назначения, а также фактических измерений (обмера) подлежат определению: 1) общая площадь объекта нежилого назначения Sобщ; 2) общий объем полезной нежилой площади Sисп, а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности; 3) площадь помещений общего пользования Sоп, которые используются в дальнейшем для определения доли в процентах (целые проценты, десятые и сотые доли процента) фактической площади объекта нежилого назначения, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sфакт-оф, Sфакт-оф3), в общей площади объекта нежилого назначения (Sобщ).
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комиссии, утвержденного вышеназванным постановлением администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, при рассмотрении результатов проведения мероприятий Комиссия принимает одно из следующих решений, в частности, рекомендовать включить объект нежилого назначения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, либо рекомендовать не включать объект нежилого назначения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из акта обследования спорного здания от ДД.ММ.ГГГГ, к числу офисных помещений после осмотра работником КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" спорного здания отнесены помещения на поэтажном плане с номерами: 1 этаж - 6, 7, 10-15; 2 этаж - 4, 6, 7, 8; мансарда - 5, 6, 7, 8, 9, всего 17 помещений.
Согласно приложенной к акту обследования фототаблице имеется фото фасада без каких-либо характерных признаков использования здания в тех или иных целях, и фото 7 помещений, поименованных как "офисные", без указаний их номеров, этажа, вывесок с наименованием расположенных в них организаций, других признаков размещения в здании офисов и офисной инфраструктуры различных организаций. Из указанного акта и фототаблицы к нему невозможно определить, какие помещения отнесены к офисным и отнесены ли к таковым указанные на фото. Данный акт не отражает нахождение в здании различных организаций, не дает возможности определить вид фактического использования помещений в здании.
Кроме того, согласно акту обследования замеры при определении площади помещений не проводились, при этом из имеющейся в акте графической части 1, 2 этажа и мансарды, то есть сведений технической документации, которые были использованы специалистом КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" при расчете доли фактической площади объекта нежилого назначения, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, в общей площади объекта нежилого назначения, следует, что в них имеются незаверенные исправления в номерах помещений и их площади.
При таких обстоятельствах акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать надлежащим доказательством законности включения спорного здания в Перечень на 2021 год.
Также судебной коллегией установлено нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку из представленной в материалы дела копии протокола заочного голосования Комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в нарушение пункта 1.4 Порядка Перечень на 2021 года утвержден ДД.ММ.ГГГГ, то есть до рассмотрения Комиссией результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (части 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу о противоречии пункта 4653 Перечня на 2021 год положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций".
Таким образом, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что является основанием для отмены судебного акта и удовлетворения заявленных Обществом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, учитывая, что административный истец с момента утверждения Перечня на 2021 год обязан уплачивать налог на имущество в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости и признание оспоренной нормы с момента вынесения апелляционного определения не достигнет цели восстановления его нарушенных прав и законных интересов, судебная коллегия полагает необходимым признать пункт 4653 Перечня на 2021 год недействующим со дня принятия распоряжения от 23 декабря 2020 года N 611-ри.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по административному делу новое решение.
Пункт 4653 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края опубликовать сообщение о данном решении в печатном издании "Приморская газета" и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.