Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Масенина П.Е. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Григорьеве С.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 98575 сержанта Шевель Евгении Сергеевны об оспаривании решения начальника отделения территориального отдела "Нижегородский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Росжилкомплекс") об исключении из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 поступила на военную службу в сентябре 1999 года, в периоды с марта 2011 года по ноябрь 2013 года, с ноября 2013 года по октябрь 2016 и с октября 2016 года по январь 2017 года проходила военную службу по контракту в "адрес", в "адрес" и в "адрес", соответственно.
С июля 2017 года административный истец является военнослужащим войсковой части 98676, дислоцирующейся в "адрес", где с ДД.ММ.ГГГГ была включена в список на предоставление служебных жилых помещений.
Выявив в представленных ФИО1 документах факт нахождения у неё с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности жилого помещения общей площадью 62, 4 кв.м. в "адрес" и последующую его продажу матери, что по мнению жилищного органа является злоупотреблением правом, направленным на признание нуждающейся в обеспечении жильем, решениями начальника отделения "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N ЗУЖО-52/41/246-21 и от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец была исключена из списка на предоставление служебных жилых помещений, как незаконно принятая.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконными решения начальника отделения "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N ЗУЖО-52/41/246-21 и от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении её из списка на предоставление служебных жилых помещений, а также возложить обязанность на указанное должностное лицо данные решения отменить.
Суд первой инстанции административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, излагая обстоятельства дела и ссылаясь на положения действующего законодательства, указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права.
Обращает внимание на то, что ФИО1, как обеспеченная по месту прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания, в силу положений статьи 99 ЖК РФ не имела законных оснований для включения в список на предоставление служебных жилых помещений в "адрес"
Считает, что административный истец злоупотребила своими правами, поскольку подарив принадлежавшую ей на праве собственности квартиру и выписавшись из неё, совершила действия с целью создания искусственных условий, при которых у государства формально возникает обязательство по обеспечению её жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
По смыслу части 2 статьи 4 ЖК РФ устанавливаемые Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и служебные жилые помещения.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 10 ГК РФ определено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В пункте 2 этой статьи Кодекса закреплено, что в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Из содержания части 1 статьи 7 ЖК РФ следует, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Так, в соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещенийИнструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nприказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция).
В пункте 5 данной Инструкции отражено, что решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, проходя военную службу в "адрес", ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в "адрес" своей матери. С ДД.ММ.ГГГГ административный истец находится на регистрационном учете по адресам воинских частей.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что со дня утраты ФИО1 права пользования жилым помещением, предназначенным для постоянного проживания, - дня продажи его своей матери - прошло более пяти лет, каких-либо доказательств, свидетельствующих о её обеспеченности в настоящее время по месту прохождения военной службы жильём не представлено, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании положений действующего законодательства, по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции и влияющими на законность обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Шевель Евгении Сергеевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения территориального отдела "Нижегородский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 февраля 2022 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.