Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Масенина П.Е. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Попове В.А, с участием административного истца Паршина А.Л, его представителя Жеребиной Н.А, а также представителя командира войсковой части 35690 - Крымцева Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-567/2021 по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части 35690 - Крымцева Д.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 35690 подполковника Паршина Андрея Леонидовича об оспаривании действий командира указанной воинской части и Управления СОКР ФСБ России, связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, а также административного истца и его представителя, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 поступил на военную службу в августе 2000 года (курсант), в сентябре 2001 года заключил первый контракт о прохождении военной службы, а в июне 2005 года ему присвоено первое воинское звание офицера "лейтенант".
На основании рапорта административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, поданного на имя командира войсковой части 35690, военнослужащим которой он является до настоящего времени, о включении в реестр участников НИС, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был открыт именной накопительный счет (далее - ИНС).
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ административный истец заключил договор целевого жилищного займа N и кредитный договор N-ИП/11-046, за счет денежных средств по которым ДД.ММ.ГГГГ приобрел жилое помещение по адресу: "адрес".
В мае и июне 2019 года ФИО1 за счет личных средств погасил задолженность по кредитному договору, а также вернул ранее предоставленные ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) денежные средства путем их перечисления на лицевой счет данного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к командиру войсковой части 35690 с рапортом о направлении документов в регистрирующий орган для исключения его из реестра участников НИС с целью дальнейшего обеспечения жилым помещением иным способом, в чем ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:
-признать незаконным отказ командира войсковой части 35690, изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, в исключении его из реестра участников НИС и обязать указанное должностное лицо направить в установленном порядке в регистрирующий орган уведомление об исключении его из такого реестра;
-обязать Управление СОКР ФСБ России исключить его из реестра участников НИС.
Суд первой инстанции административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части 35690, связанные с отказом в исключении ФИО1 из реестра участников НИС, а также возложил обязанность на указанное должностное лицо оформить список участников НИС для исключения его из такого реестра и направить его в Управление СОКР ФСБ России в установленном порядке.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований суд ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 35690, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы её автор, излагая обстоятельства дела и ссылаясь на положения действующего законодательства, указывает на неправильное применением судом норм материального права.
Утверждает, что направление уполномоченным органном кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Отмечает, что перечень оснований для исключения военнослужащих из реестра участников НИС является исчерпывающим и волеизъявление военнослужащего к таковым не относится. В этой связи, возложив обязанность на командира войсковой части 35690 оформить список участников НИС для исключения ФИО1 из реестра по основанию, не предусмотренному законом, суд фактически вышел за пределы своих полномочий.
Считает, что его доверитель действовал в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы НИС, в связи с чем такие действия не могут быть признаны незаконными.
Обращает внимание на то, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство неприменимо, в связи с чем ссылка суда первой инстанции на положения статей Гражданского кодекса Российской Федерации является ошибочным.
Настаивает на том, что действия административного истца, связанные с продажей жилого помещения и возвратом денежных средств, в целях искусственного создания условий для изменения "формы" жилищного обеспечения, являются недобросовестными и должны расцениваться, как злоупотребление правом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС) являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 и пункта 5 части 2 статьи 9 Закона о НИС к участникам НИС относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения указанной категории военнослужащих федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является их обращение в письменной форме о включении в реестр участников.
Пунктом 2 приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности и предоставлении этим участникам информации о состоянии их именных накопительных счетов" СОКР ФСБ России определена регистрирующим органом, осуществляющим формирование и ведение реестра участников НИС органов федеральной службы безопасности.
В соответствии с положениями данной Инструкции руководители, начальники органов безопасности, имеющие право издания приказов по личному составу, назначают сотрудников подразделения кадров органа безопасности, ответственных за подготовку документов по НИС, организацию и проведение информационно-разъяснительной работы по НИС в органе безопасности.
Реестр участников НИС представляет собой перечень участников НИС и сведений о них, который формируется и ведется регистрирующим органом в соответствии с Правилами.
Включение военнослужащего в реестр участников НИС или исключение его из реестра участников НИС, а также изменения в реестре участников НИС сведений об участниках НИС производятся путем внесения соответствующей записи в реестр участников НИС на основании представленных документов.
Если представленный документ не позволяет однозначно определить основание для включения военнослужащего в реестр участников НИС, исключения из реестра участников НИС, внесения изменений в реестр участников НИС, установленное настоящей Инструкцией для внесения записи в реестр участников НИС, регистрирующий орган возвращает документ на доработку без внесения соответствующей записи в реестр участников НИС.
Внесение в реестр участников НИС записей о включении военнослужащих в реестр участников НИС или об исключении военнослужащих из реестра участников НИС подтверждается соответствующими письменными уведомлениями по форме, утвержденной уполномоченным федеральном органом. Внесение записей в реестр участников НИС производится в трехмесячный срок с даты возникновения соответствующего основания.
В силу общеправового принципа, изложенного в пункте 2 статьи 1 и пункте 1 статьи 9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т.е. своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 Закона о НИС, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о НИС (часть 3 статьи 11 указанного Закона).
По смыслу пункта 32 Инструкции для исключения военнослужащего из реестра, подразделение кадров органа безопасности в течение 5 рабочих дней формирует список для исключения из реестра участников НИС (приложение N к настоящей Инструкции) и направляет его в регистрирующий орган вместе с корректирующим файлом для соответствующей системы автоматизированного учета кадров ФСБ России.
Таким образом, правильно установив, что административный истец, как относящийся к категории военнослужащих, включающихся в реестр участников НИС лишь по своему желанию, имеет право выбирать способ реализации своих жилищных прав, а, находясь в реестре участников НИС, ранее предоставленные ему Росвоенипотекой денежные средства возвратил, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неисполнении государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего, обосновано возложив на командира воинской части обязанность оформить и направить в Управление СОКР ФСБ России список участников НИС для исключения ФИО1 из такого реестра.
Доводы автора жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Паршина Андрея Леонидовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части 35690 - Крымцева Д.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.