Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Масенина П.Е. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Попове В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-78/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части 12465 капитана Фролова Александра Геннадьевича об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с отказом в обеспечении денежной компенсацией за наем жилья.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 поступил на военную службу в августе 2000 года, с июня 2009 года проходит её по контракту в "адрес"
Решением начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец с членами семьи включен в список на предоставление служебного жилого помещения.
Будучи не обеспеченным служебным жилым помещением ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к командиру войсковой части 12465 с рапортом об обеспечении его на состав семьи 4 человека денежной компенсацией за наем жилого помещения в "адрес"
Расценив факт предоставления административному истцу - участнику накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) ДД.ММ.ГГГГ целевого жилищного займа и приобретение им в октябре того же года по договору купли-продажи жилого помещения общей площадью 72, 8 кв.м. в "адрес", как исполнение государством перед военнослужащим своих обязательств по жилищному обеспечению, ДД.ММ.ГГГГ командир воинской части отказал ФИО1 в удовлетворении его рапорта.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия командира войсковой части 12465, связанные с отказом обеспечить его денежной компенсацией за наем жилого помещения за период с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ;
-обязать командира войсковой части 12465 издать приказ о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения действующего законодательства и излагая обстоятельства дела, указывает на неправильное применение судом норм материального прав.
Считает, что право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения возникает в случае отсутствия у военнослужащего жилого помещения именно по месту прохождения военной службы.
Утверждает, что перечень оснований для прекращения выплаты денежной компенсации является исчерпывающим и приобретение жилого помещения не по месту прохождения военной службы к таковым не относится.
Отмечает, что военнослужащие - участники НИС не ограничены в правах на получение служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Настаивает на том, что вопреки выводу суда первой инстанции положения пункта 9 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), касающиеся предоставления права выбора социальной гарантии лишь по одному основанию, к нему не применимы. Данная норма касается только тех случаев, когда военнослужащие могут выбирать возможность реализации своего права на обеспечение жильем для постоянного проживания по Федеральному закону "О статусе военнослужащих" либо по Федеральному закону "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Обращает внимание на письмо Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он, как приобретший жилое помещение для постоянного проживания не по месту прохождения военной службы, имеет право на обеспечение служебным жилым помещением.
Указывает, что в решении Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ содержится иная оценка факта приобретения им жилого помещения за счет средств целевого жилищного займа.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Право военнослужащих на жилище установлено Законом о статусе военнослужащих, согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В пункте 15 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих закреплено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о накопительно-ипотечной системе) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Закона о накопительно-ипотечной системе установлено, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Кроме того, в силу пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Содержание названных норм Закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе является одной из форм реализации его права на жилище.
В соответствии с части 3 статьи 11 Закона о накопительно-ипотечной системе получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 данного Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Из содержания части 2 статьи 99 и части 1 статьи 104 ЖК РФ следует, что специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу пункта 3 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно пункту 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом о статусе военнослужащих.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N отражено, что выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названного постановления Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, по смыслу пункта 7 которой выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих денежных средств для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается после утраты права на её получение - обеспечения денежными средствами для приобретения или строительства жилого помещения.
Подобный правой вывод наше свое отражение и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно же постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П и от ДД.ММ.ГГГГ N-П ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, будучи мерой социальной поддержки, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
Таким образом, правильно установив, что государство уже исполнило перед ФИО1 свои жилищные обязательства, обеспечив его в сентябре 2012 года денежными средствами по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в НИС, на которые он приобрел жилое помещение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к верному выводу об утрате административным истцом права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
То обстоятельство, что административный истец в порядке реализации целевого жилищного найма в 2012 году приобрел жилое помещение не по месту военной службы, на законность оспариваемых действий не влияет, поскольку одновременное его обеспечение служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета целевого жилищного займа привело бы к тому, что он воспользовался бы одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения по двум основаниям.
Между тем в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которых в отношении административного истца не имеется.
Доводы автора жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Фролова Александра Геннадьевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 января 2022 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.