Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А, судей Лавровой О.В, Лихачевой С.А, при секретаре Гимрановой Н.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по
административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения культуры "Сахалинская областная детская библиотека" о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области N 65/8-1126-21-И/12-1599-И/114
по апелляционной жалобе исполняющего обязанности директора Государственного бюджетного учреждения культуры "Сахалинская областная детская библиотека" Корниенко О.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 06 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Крылова Н.А, судебная коллегия
установила:
26 мая 2021 года Государственное бюджетное учреждение культуры "Сахалинская областная детская библиотека" (далее - ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека", Учреждение), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области N65/8-1126-21-И/12-1599-И/114, возложении обязанности его отменить.
В обоснование требований указало, что 17 мая 2021 года Государственной инспекцией труда в Сахалинской области по обращению Гук Е.В. о нарушении ее трудовых прав проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры "Сахалинская областная детская библиотека" выдано предписание, содержащее требование отменить приказы о применении дисциплинарных взысканий в отношении Гук Е.В. от 03 сентября 2020 года N 159-к и от 06 апреля 2021 года N 96-к. Разногласия, возникшие между ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека" и работником Гук Е.В. относительно обоснованности примененных дисциплинарных взысканий, являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом, что свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Определением судьи от 28 мая 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен главный государственный инспектор труда Белозерова А.В.
25 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Гук Е.В.
Судом принято приведенное выше решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности директора ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека" Корниенко О.А. просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В письменных возражениях Государственная инспекция труда в Сахалинской области просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца Купалова П.Ю, поддержавшего жалобу, административного соответчика Белозерову А.В, возражавшую против ее удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Гук Е.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека".
Приказом директора Учреждения от 6 апреля 2021 года N 96-к за систематическое неисполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины Гук Е.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
3 сентября 2020 года директором Учреждения подписан приказ N 159-к о применении к Гук Е.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины, повлекшее искажение государственной отчетности и приостановление работы по внестационарному обслуживанию Сахалинской областной детской библиотеки.
С приказом N 159-к Гук Е.В. ознакомлена 25 января 2021 года (т.1 л.д. 183).
12 апреля 2021 года она обратилась в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области с заявлением о проверке законности применения к ней указанных выше дисциплинарных взысканий.
В целях проверки доводов этого обращения, органом государственного контроля издано распоряжение о проведении с 11 по 17 мая 2021 года внеплановой документарной проверки в отношении ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека".
Как следует из акта проверки от 17 мая 2021 года, обстоятельства, положенные в основу приказа N 96-к от 6 апреля 2021 года, согласно которому Гук Е.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, не нашли своего подтверждения. За часть нарушений взыскание применено по истечении месяца со дня обнаружения проступка, а также с нарушением порядка его применения.
До вынесения приказа N 159-к от 3 сентября 2020 года о применении к Гук Е.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания от Гук Е.В. не затребовано объяснение о причинах искажения государственной отчетности, акт об отказе в даче объяснений не составлен. Взыскание применено за вопросы приостановления работы по внестационарному обслуживанию библиотеки, не входящие в круг ее обязанностей. Приказ не содержит указаний на правовые нормы, локальные акты, которые, по мнению работодателя, нарушены Гук Е.В.
17 мая 2021 года в адрес Учреждения государственным инспектором труда Белозеровой А.В. вынесено оспариваемое предписание N65/8-1126-21-И/12-1599-И/114 об отмене приказа N 96-к от 6 апреля 2021 года и приказа N 159-к от 3 сентября 2020 года в срок до 20 мая 2021 года.
Согласно положениям статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) к полномочиям федеральной инспекции труда отнесены, в том числе, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (часть 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе и увольнение.
Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий установлены статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 7 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работника на обжалование дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обжалования наложенного на него дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства и обоснованно счел несостоятельными доводы административного истца о незаконности оспариваемого предписания.
28 июля 2021 года, то есть после завершения проверки и выдачи ГБУК "Сахалинская областная детская библиотека" предписания N65/8-1126-21-И/12-1599-И/114, приказ N 96-к от 6 апреля 2021 года оспорен работником Гук Е.В. в судебном порядке.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 27 октября 2021 года, вступившим в законную силу 30 ноября 2021 года, приказ N 96-к от 6 апреля 2021 года признан незаконным.
Относительно приказа N 159-к от 3 сентября 2020 года судом первой инстанции верно указано, что оспариваемое предписание вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий, а выявленное Государственной инспекцией труда нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания (не истребование от работника объяснений) носит очевидный характер, является грубым и влекущим незаконность соответствующего приказа.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с позицией административного органа о том, что привлечение к дисциплинарной ответственности за неоднократное неисполнение приказов директора без ссылки на соответствующие их реквизиты, не отвечает принципу законности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочной оценке значимых для дела обстоятельств, не согласуются нормами материального права и являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 6 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности директора Государственного бюджетного учреждения культуры "Сахалинская областная детская библиотека" Корниенко О.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Крылов Н.А.
Судьи Лаврова О.В.
Лихачева С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.