Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего Кураксина А.С, судей Агапова А.А. и Жидкова Т.Г, при секретаре Рыбко П.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N младшего сержанта в отставке У. об оспаривании действий ФГАУ "Росжилкомплекс", Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в направлении в регистрирующий орган сведений об изменении даты возникновения основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 5 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Ергиной С.В. и представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" Науменко Н.А. в поддержку доводов апелляционной жалобы и возражавшего против этих доводов представителя административного истца Мартыненко М.В, судебная коллегия
установила:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление У. удовлетворено.
Суд признал неправомерными действия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, связанные с внесением изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), действия ФГКУ "Росвоенипотека" по списанию с именного накопительного счета (далее - ИНС) истца накоплений со 2 марта 2007 года по 20 августа 2012 года, а также действия заместителя начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс", связанные с отказом в направлении в регистрирующий орган сведений об изменении даты возникновения у У. основания для включения в реестр НИС.
Этим же решением на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность изменить дату включения в реестр участников НИС с 20 августа 2012 года на 2 марта 2007 года и направить такие сведения в ФГКУ "Росвоенипотека".
Кроме того на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность по поступлению указанных выше сведений произвести перерасчет накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на ИНС У. в соответствии с внесенными изменениями.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Лебедев С.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов автор жалобы указал, что в нарушение требований п. 4 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о накопительно-ипотечной системе или Закон) У. включена в реестр с момента заключения первого контракта о прохождении военной службы (2 марта 2007 года), тогда как таким правом она могла воспользоваться после заключения второго контракта, то есть после 20 августа 2012 года. В связи с этим внесены изменения в реестр, произведен перерасчет и определена задолженность истца, подлежащая возврату.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Законом о накопительно-ипотечной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также из иных источников.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) представляет собой исполнение государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Пунктом 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N655) предусмотрено, что основанием для внесения изменений в именной накопительный счет является представление соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
При внесении изменений в именной накопительный счет производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
Содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что внесение изменений в учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы в случае ошибочного открытия именного накопительного счета возможно только до предоставления такому участнику средств накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В противном случае такой военнослужащий не может быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника накопительно-ипотечной системы и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как установлено судом, включенная 2 марта 2007 года в реестр участников НИС У. 30 мая 2014 года заключила с ФГКУ "Росвоенипотека" договор целевого жилищного займа, в соответствии с которым административному истцу предоставлен целевой жилищный заем в размере 1 434 431 рубль для приобретения в собственность жилого помещения с использованием ипотечного кредита по кредитному договору, заключенному У. с коммерческим банком.
Согласно справке ФГКУ "Росвоенипотека" от 7 сентября 2021 года, на основании сведений регистрирующего органа от 24 декабря 2020 года в учетные данные истца внесена запись об изменении даты возникновения права на участие в НИС - со 2 марта 2007 года на 20 августа 2012 года.
В результате принятого решения за У. сформирована задолженность в размере 854 346, 6 рублей, как разница между суммой накоплений на которую она имела право с 20 августа 2012 года по 15 июля 2020 года и суммой денежных средств, предоставленных Учреждением по целевому жилищному займу.
Оспоренным ответом ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 июля 2021 года N27/4/11273 У. отказано во внесении изменений в реестр участников НИС в связи с тем, что она ошибочно включена в реестр участников НИС со 2 марта 2007 года.
Гарнизонный военный суд, принимая решение об удовлетворении требований пришел к выводу о том, что внесение изменений в реестр участников НИС в отношении истца, ошибочно включенного в данный реестр со 2 марта 2007 года, могло быть произведено до исполнения государством обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего, то есть до предоставления такому участнику средств накоплений, учтенных на его счете и реализации тем самым права военнослужащего на жилищное обеспечение, гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Законом о накопительно-ипотечной системе.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N1-П и Определении от 7 декабря 2017 года N2794-О указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как следует из названных Постановления и Определения, такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает существенный источник дохода, который он получал в течение длительного времени, притом что возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.
При таких обстоятельствах оснований для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г. не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ч. 4, 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 5 октября 2021 года по административному делу по заявлению У. об оспаривании действий ФГАУ "Росжилкомплекс", Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в направлении в регистрирующий орган сведений об изменении даты возникновения основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционную жалобы Лебедева С.Г. - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложено до 7 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.