Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цидик Н.В. о признании недействующими отдельных положений указов Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19", N 103 от 21 октября 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19. по апелляционной жалобе Цидик Н.В. на решение Ульяновского областного суда от 02 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя губернатора Ульяновской области "данные изъяты" заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
12 марта 2020 г. Губернатором Ульяновской области принят Указ N 19 "О введении режима повышенной готовности" (далее также Указ Губернатора N 19). В данный приказ неоднократно вносились изменения. 29 сентября 2021 года Указом временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 (далее также Указ Губернатора N 94) в вышеназванный Указ внесены изменения. В частности подпунктом "б" подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора N 94 абзац третий подпункта 2.1 Указа Губернатора N 19, содержащий перечень мероприятий, на которые не распространяются ограничения, предусмотренные п. 2.1, изложен в иной редакции: "на проведение массовых мероприятий с числом участников более 10 человек при наличии у каждого из них действующего QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) или с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг "Госуслуги. Стопкоронавирус", или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтверждающих, что с даты вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) прошло не более 12 месяцев (далее - сертификат о вакцинации), либо документа, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), проведенного не ранее чем за 72 часа (далее - тест ПЦР), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, полученной в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь, по месту жительства гражданина (далее - справка о перенесенной коронавирусной инфекции), а также при условии соблюдения требований (рекомендаций) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), санитарно-эпидемиологических требований, ограничений и правил, установленных настоящим указом".
Подпунктом "а" пункта 3 Указа Губернатора N 94 пункт 9 Указа Губернатора N 19 дополнен новыми подпунктами 9.6 и 9.7 следующего содержания:
"9.6. Обеспечить с 1 ноября 2021 года допуск в рестораны, кафе, столовые, фуд-корты, бары, закусочные и иные организации общественного питания, салоны красоты, парикмахерские, косметические салоны, СПА- салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, плавательные бассейны, фитнес-центры и иные объекты спорта, организации досуга граждан, в том числе кинотеатры (кинозалы), театры, библиотеки, музеи, на концертные, конгрессные, выставочные мероприятия совершеннолетних посетителей только при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Посещение лицами, не достигшими возраста 18 лет, объектов и мероприятий, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется в сопровождении родителей, иных законных представителей, отвечающих требованиям настоящего подпункта.
9.7. Собственникам и иным законным владельцам торговых центров, торгово-развлекательных центров:
9.7.1. Прекратить доступ в помещения торговых, торговоразвлекательных центров несовершеннолетних без сопровождения родителей или иных законных представителей.
9.7.2. Рекомендовать:
приостановить работу бесплатных публичных точек доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" по беспроводной технологии Wi-Fi;
убрать из общих залов торговых центров, торгово-развлекательных центров места для отдыха людей (лавочки, кресла, диваны).".
Указом Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 г. (далее также Указ Губернатора N 103) в Указ Губернатора N 19 вновь были внесены изменения: подпунктом 3 пункта 1 Указа Губернатора N 103 пункт 11 Указа Губернатора N 19 дополнен пунктом 11.6 следующего содержания:
"11.6. QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета или иного подобного устройства. Посещение совершеннолетними лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, допускается после проведения организаторами массовых мероприятий, работниками организаций и индивидуальных предпринимателей проверки соответствия сведений (документов), указанных в абзаце третьем подпункта 2.1 пункта 2, подпункте 9.6 пункта 9 настоящего указа, и данных, содержащихся в документе, удостоверяющем личность."
Подпунктом 4 пункта 1 Указа Губернатора N 103 подпункт 12.7 пункта 12 Указа Губернатора N 19 дополнен подпунктом 12.7.6 следующего содержания:
"12.7.6. Контроль за ;посещением лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.".
Суть внесенных изменений заключается в том, что участие граждан в проводимых на территории Ульяновской области зрелищных, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, рекламных, публичных и иных массовых мероприятиях (далее - массовые мероприятия), а также оказание гражданам соответствующих услуг, посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения массовых мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, развлекательных заведений, допуск граждан в рестораны, кафе, столовые, фуд-корты, бары, закусочные и иные организации общественного питания, салоны красоты, парикмахерские, косметические салоны, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, плавательные бассейны, фитнес-центры и иные объекты спорта, организации досуга граждан, в том числе кинотеатры (кинозалы), театры, библиотеки, музеи, на концертные, конгрессные, выставочные мероприятия осуществляется только при предъявлении сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Указ временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 опубликован 29 сентября 2021 г. на официальном интернет- портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) N 7300202109290001.
Указ Губернатора Ульяновской области N 103 опубликован 21 октября 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) N7300202110210006.
Цидик Н.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия подпункта "б" подпункта 1 пункта 1 и подпункта "а" подпункта 3 пункта 1 Указа временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 г. и подпунктов 3 и 4 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 г.
В обоснование иска указал, что введение на территории Ульяновской области требования о возможности посещения гражданами организаций общественного питания, бань, парикмахерских и иных общественных мест только при предъявлении сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронаврусной инфекции, при предъявлении QR-кодов на электронных устройства или на бумажном носителе является дискриминацией не вакцинированных граждан перед вакцинированными. Вместе с тем о недопустимости дискриминации людей по признаку вакцинирован - не вакцинирован говорится в п. 7.3 Резолюции ПАСЕ N 236 от 27 января 2021 г.
Необходимость предъявления перечисленных в Указах Губернатора Ульяновской области документов нарушает положения ГК РФ в части заключения публичного договора, а также положения ч.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 1 Протокола N 12 к "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", Конституции РФ, запрещающих дискриминацию людей по любому признаку.
Возложение на граждан обязанности предъявлять указанные документы является, по сути дела, требованием об обязательной вакцинации. В свою очередь, отсутствие профилактической прививки в соответствии Федеральным законом N 159-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" влечет для граждан запрет на выезд из РФ, временный отказ в приеме в образовательные организации, на работу или отстранение граждан от работы. Вместе с тем данный закон не содержит запрета на посещение общественных мест в отсутствие прививок. Наоборот, данным законом предусмотрена возможность отказа от профилактических прививок.
Истцу, как жителю города Ульяновска, созданы препятствия в осуществлении его прав, поскольку при отсутствии у него сертификата о вакцинации или справки о перенесенном заболевании он лишен возможности посещения общественных заведений, в том числе, объектов общественного питания, парикмахерской, магазинов.
В дополнении к иску истец указал, что QR-код - это тип матричных штриховых кодов, изначально был разработан для автомобильной промышленности Японии. Данный код содержит информацию об объекте, к которому он привязан. В связи с этим он не может быть применен к человеку и его здоровью. Кроме того, понятие QR-кодов отсутствует в законодательстве РФ.
Также указывает на то, что ввиду значительной стоимости теста ПНР и ограниченного срока его действия, многие граждане лишены возможности его получения.
Решением Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Цидик Н.В. о признании недействующими с момента принятия подпункта "б" подпункта 1 пункта 1 и подпункта "а" подпункта 3 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 года; подпункта 3 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 года отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебного акта. Административный истец в своей апелляционной жалобе указывает на то, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются конституционные права административного истца.
Относительно апелляционной жалобы административного истца, прокурором Ульяновской области представлены возражения в которых он просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель губернатора Ульяновской области "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, объяснения лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, проанализировав нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, во взаимосвязи с материалами дела, установил, что Губернатор Ульяновской области принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Оспариваемые нормативные положения соответствуют требованиям вышестоящих нормативных актов.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Федеральный закон N68-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона N68-ФЗ приведены основные понятия, в том числе, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь в случае их возникновения.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N68-ФЗ).
В силу положений статьи 19 Федерального закона N68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона N68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно положений подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона N68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
На территории Ульяновской области принят и действует Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N94-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Закон Ульяновской области N94-ЗО), регулирующий отношения в области защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии со статьей 2 Закон Ульяновской области N94-ЗО, Губернатор Ульяновской области: принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Ульяновской области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; определяет руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации; принимает дополнительные меры по защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, предусмотренные Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, Губернатор Ульяновской области Указом Губернатора Ульяновской области N19 в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции COVID-19 введен режим повышенной готовности и соответствующие ему обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения и ограничительные меры. Правовое регулирование указанных ограничений, как уже отмечалось выше, изменялось путем внесения введение новых редакций и изменений в Указ Губернатора Ульяновской области N19, в рамках реализации полномочий Губернатора Ульяновской области в анализируемой сфере.
Из изложенного с очевидностью следует вывод о том, что оспариваемые Указы Губернатора Ульяновской области принимались в пределах предоставленных ему полномочий.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года N285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона N52-ФЗ постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Подпунктом "а" пункта 3 Указа Губернатора N 94 пункт 9 Указа Губернатора N 19 дополнен новыми подпунктами 9.6 и 9.7 следующего содержания:
"9.6. Обеспечить с 1 ноября 2021 года допуск в рестораны, кафе, столовые, фуд-корты, бары, закусочные и иные организации общественного питания, салоны красоты, парикмахерские, косметические салоны, СПА- салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, плавательные бассейны, фитнес-центры и иные объекты спорта, организации досуга граждан, в том числе кинотеатры (кинозалы), театры, библиотеки, музеи, на концертные, конгрессные, выставочные мероприятия совершеннолетних посетителей только при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Посещение лицами, не достигшими возраста 18 лет, объектов и мероприятий, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется в сопровождении родителей, иных законных представителей, отвечающих требованиям настоящего подпункта.
9.7. Собственникам и иным законным владельцам торговых центров, торгово-развлекательных центров:
9.7.1. Прекратить доступ в помещения торговых, торговоразвлекательных центров несовершеннолетних без сопровождения родителей или иных законных представителей.
9.7.2. Рекомендовать:
приостановить работу бесплатных публичных точек доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" по беспроводной технологии Wi-Fi;
убрать из общих залов торговых центров, торгово-развлекательных центров места для отдыха людей (лавочки, кресла, диваны).".
Указом Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 г. (далее также Указ Губернатора N 103) в Указ Губернатора N 19 вновь были внесены изменения: подпунктом 3 пункта 1 Указа Губернатора N 103 пункт 11 Указа Губернатора N 19 дополнен пунктом 11.6 следующего содержания:
"11.6. QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета или иного подобного устройства. Посещение совершеннолетними лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, допускается после проведения организаторами массовых мероприятий, работниками организаций и индивидуальных предпринимателей проверки соответствия сведений (документов), указанных в абзаце третьем подпункта 2.1 пункта 2, подпункте 9.6 пункта 9 настоящего указа, и данных, содержащихся в документе, удостоверяющем личность."
Подпунктом 4 пункта 1 Указа Губернатора N 103 подпункт 12.7 пункта 12 Указа Губернатора N 19 дополнен подпунктом 12.7.6 следующего содержания:
"12.7.6. Контроль за ;посещением лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.".
Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных оспариваемыми нормативными правовыми актами в границах территории Ульяновской области ограничительных мер, включая вышеназванные меры, которые оспариваются административным истцом, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Временное введение на территории Ульяновской области обязанности предъявления при посещении общественных мест и массовых мероприятий QR-кода, или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо теста ПЦР, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию, направлено на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Ульяновской области и тем самым направлено на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Ульяновской области.
Объем ограничительных мероприятий пересматривается по мере изменения эпидемиологической обстановки на территории Ульяновской области. Так, Указом Губернатора Ульяновской области N 113 от 26 ноября 2021г. с 1 декабря 2021 г, в частности, разрешено посещение торговых и торгово-развлекательных центров в период с 8.00 до 15.00 часов с понедельника по пятницу без предъявления сертификата о вакцинации, или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Кроме того, жителям и лицам, находящимся в Ульяновской области, для возможности посещения массовых мероприятий и общественных заведений на территории Ульяновской области предоставлено право выбора предоставления одного из документов: это либо сертификат о вакцинации, или тест ПЦР, или справка о перенесенной коронавирусной инфекции. В связи с этим, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о несостоятельности доводов истца об отсутствии материальной возможности получения ПЦР-теста, а также о дискриминации по типу вакцинированный - не вакционированный.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия QR-кода также не свидетельствует о незаконности оспариваемых истцом Указов Губернатора Ульяновской области. Как обоснованно указал истец, QR-код - тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов). Штрихкод ? считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. Таким образом, QR-код представляет собой лишь способ хранения информации, что соответствует реалиям современного общества.
Пункт 9.7, введенный в действие Указом Губернатора N 94, права истца не нарушает, поскольку содержит предписания, обязательные для исполнения собственниками и иными законным владельцами торговых центров, торговоразвлекательных центров.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно руководствуясь взаимосвязанными положениями Конституции Российской Федерации и приведенных ранее нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, обоснованно отклонил как несостоятельные, не способные повлечь признание оспариваемых положений Указов Губернатора Ульяновской области недействующими доводы административного истца о его противоречии данным нормативным правовым актам, а также о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Установление оспариваемыми нормами ограничений направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, включая административного истца, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также нормами международного права и оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области.
Оспариваемые нормы соответствует требованиям определенности, не вызывает неоднозначное и расширительное толкование. Буквальное, так и системное толкование оспариваемой нормы во взаимосвязи с иными регулирующими спорные правоотношения нормативными правовыми актами, в том числе, в их истолковании Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет сделать однозначный вывод о том, что установленные ограничительные меры сформулированы ясно и четко, какого-либо неоднозначного толкования при правоприменении не допускают.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило оспариваемые положения, что права, свободы и законные интересы административно истца ими не нарушены, а предусмотренные ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Ульяновской области с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цидик Н.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 марта 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.