Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Орехово-Зуевского городского округа Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ерошенко А.В. к призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области, военному комиссариату городов Орехово-Зуево и Ликино-Дулево о признании незаконным решение.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ерошенко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решения (заключения) призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 23 октября 2020 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование требований административный истец указал, что ему исполнилось 27 лет, в связи с чем он перестал подлежать призыву на военную службу. В октябре 2020 года Ерошенко А.В. явился в военкомат для получения военного билета, однако решением (заключением) призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 23 октября 2020 года Ерошенко А.В. признан непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Указанное решение является незаконным, нарушающим право административного истца на получение военного билета, влечет за собой определенные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным непрошедшим военную службу по призыву. Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу. В отношении Ерошенко А.В. военным комиссариатом не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не вручались ни по месту жительства, ни по месту работы.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области 17 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области 17 марта 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 20 декабря 2021 года через Орехово-Зуевский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2022 года, военный комиссариат Орехово-Зуевского городского округа Московской области просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Указывает, что юридически значимый период "данные изъяты" Ерошенко А.В. не состоял на воинском учете, личное дело призывника Ерошенко А.В. поступило в военный комиссариат 30 июля 2019 года. На момент поступления личного дела Ерошенко А.В. исполнилось 30 лет, в связи с чем административный ответчик не мог проводить мероприятия, связанные с призывом на военную службе в отношении него. Ерошенко А.В. на воинский учет не вставал, тем самым своими действиями создал условия, препятствующие военному комиссариату известить его о начале призыва.
На кассационную жалобу Ерошенко А.В. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Ерошенко А.В. были направлены повестки для вызова в военный комиссариат, при этом он обязан был состоять на воинском учете в военном комиссариате, сообщать сведения об изменении места работы (учебы), а также явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Доказательств, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день достижения Ерошенко А.В. 27-летнего возраста) военным комиссариатом проводились мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, материалы дела не содержат и в суд не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что призывник Ерошенко А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ принят на воинский учет в военном комиссариате "данные изъяты"
24 декабря 2007 года Ерошенко А.В. призывной комиссией была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 31 декабря 2010 года, как обучающемуся по очной форме обучения. В июне 2009 года Ерошенко А.В. снят с воинского учета.
15 июня 2009 года Ерошенко А.В. был поставлен на воинский учет военным комиссариатом "данные изъяты". Личное дело призывника было направлено в военный комиссариат "данные изъяты". В период с 15 июня 2009 года по 5 сентября 2011 года Ерошенко А.В. состоял на воинском учете в военном комиссариате "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ снят с воинского учета.
Ерошенко А.В. обратился в военный комиссариат городов Орехово-Зуево и Ликино-Дулево Московской области с заявлением о выдаче ему документов воинского учета, однако 23 октября 2020 года в отношении административного истца принято решение (заключение) призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции от 20 мая 2014 года).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1 статьи 31).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2 статьи 31).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 31).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что Ерошенко А.В. проходит службу в правоохранительных органах с 16 июня 2009 года, продолжает служить по настоящее время, адрес места жительства он не менял, соответственно мог быть уведомлен о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на службу.
Из представленного личного дела Ерошенко А.В. не следует, что в юридически значимый период в его адрес направлялись повестки военного комиссариата, сведений о невозможности вручения повестки также не имеется, розыскные мероприятия в отношении административного истца не проводились, доказательств проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу после 1 января 2014 года, не имеется, последние повестки направлялись в 2010 году и сведений кто отказался от их получения не имеется, в связи с чем суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу, что оспариваемое решение (заключение) призывной комиссии от 23 октября 2020 года является незаконным.
Доводы кассационной жалобы о неисполнении Ерошенко А.В. воинской обязанности не ставят под сомнение обоснованность выводов суда апелляционной инстанции и правильность обжалуемого судебного постановления, поскольку приведенные в жалобе обстоятельства не исключают обязанности стороны административных ответчиков по организации и осуществлению мероприятий по призыву Ерошенко А.В. на военную службу в юридически значимый период.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта и являться основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Орехово-Зуевского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.