Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ МВД России по Нижегородской области на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области к ГУ МВД России по Нижегородской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ ГУ МВД России по Нижегородской области в предоставлении сведений о зарегистрированном лице в объекте недвижимости по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником здания туберкулезного отделения по вышеуказанному адресу, в котором по месту жительства зарегистрирован ряд граждан. В связи с тем, что указанные обстоятельства препятствует административному истцу осуществлять права собственника в отношении здания, принято решение о подаче в суд искового заявления о признании недействительной регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных в нежилом здании туберкулезного отделения. С целью установления зарегистрированных лиц в объекте недвижимости администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области направила в адрес ГУ МВД России по Нижегородской области заявление о предоставлении данных о зарегистрированном по месту жительства лице. Однако административный ответчик отказал в предоставлении запрашиваемой администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области информации.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ ГУ МВД России по Нижегородской области в предоставлении сведений о месте рождения и данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в отношении гражданина ФИО1, изложенный в письме от 27 августа 2020 года N. На ГУ МВД России по Нижегородской области возложена обязанность повторно рассмотреть запросы администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области от 6 августа 2020 года N и от 2 сентября 2020 года N
В кассационной жалобе, поданной 23 декабря 2021 года почтой через Лысковский районный суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2022 года, ГУ МВД России по Нижегородской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что административный истец в запросах и административном исковом заявлении указывает разные основания для предоставления запрашиваемых сведений. При этом, администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области должна самостоятельно вести учеты и карточки зарегистрированных граждан, в распоряжении Управления по вопросам миграции ГУМВД России по Нижегородской области такие сведения отсутствует.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции таких оснований к отмене судебных актов не находит.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что обращения администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области рассмотрены уполномоченными должностными лицами, в установленный срок, ответы направлены заявителю. Однако отказ административного ответчика в выдаче запрашиваемой информации нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости, поскольку запрашиваемая информация необходима администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области для ведения досудебного урегулирования вопросов о добровольном освобождении объекта недвижимости и снятия зарегистрированного лица с учета. В отсутствие информации о лицах, зарегистрированных в объекте недвижимости, администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области не имеет возможности реализовать свое право на требование о добровольном освобождении объекта. Административный истец, в целях осуществления своих полномочий, снятии с регистрационного учета гражданина ФИО1 из нежилого помещения, обратилась в ГУ МВД России по Нижегородской области с запросом о предоставлении сведений о нем. Доказательства получения администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области ответа на запрос, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается, что администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области является собственником нежилого здания поликлиники туберкулезного отделения по адресу: "адрес", в котором по месту жительства зарегистрирован ряд граждан, в том числе ФИО1
Указанные обстоятельства препятствует административному истцу осуществлять права собственника в отношении здания, в связи с чем администрацией принято решение о подаче в суд искового заявления о признании утратившим, (прекратившим, не приобретшим) право пользования помещением, снятии с регистрационного учета по месту жительства (нахождения) граждан, зарегистрированных в нежилом здании туберкулезного отделения.
6 августа 2020 года администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области направила заявление в адрес ГУ МВД России по Нижегородской области о предоставлении сведений о месте рождения и данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Письмом от 27 августа 2020 года N ГУ МВД России по Нижегородской области, отказало в предоставлении запрашиваемой информации без согласия субъекта персональных данных.
2 сентября 2020 года администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области повторно направила в адрес административного ответчика запрос о предоставлении данных о зарегистрированном лице, в котором указала на необходимость запрашиваемой информации в целях осуществления своих полномочий.
Письмом от 12 октября 2020 года N ГУ МВД России по Нижегородской области повторно отказало в предоставлении запрашиваемой администрацией Лысковского муниципального района Нижегородской области информации.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных").
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Обработка персональных данных допускается для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 Правил регистрации).
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с частью 15 статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктом 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 года N 4, предусмотрено, что информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащаяся в базе данных информация предоставляется на основании запросов, поданных в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что испрашиваемая администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области, как собственником нежилого здания, информация необходима для ведения досудебного урегулирования вопросов о добровольном освобождении объекта недвижимости и снятия зарегистрированного лица с учета. Отказ в получении запрашиваемой информации нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных актов, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судами дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.