Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зубова Ю.В. на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зубова Ю.В. к администрации городского округа город Нововоронеж о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зубов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области в предоставлении в собственность бесплатно земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что являясь инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС имеет право на бесплатное получение земельного участка, в связи с чем состоит на учете в администрации городского округа "адрес" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области". Земельный участок административным ответчиком не предоставлен, поэтому он самостоятельно изыскал свободный земельный участок по адресу: "адрес", с левой стороны от земельного участка N с кадастровым номером N и просил его предоставить, однако в его предоставлении незаконно отказано со ссылкой на очередность и время принятия на учет.
Решением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 декабря 2021 года почтой через Нововоронежский городской суд Воронежской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 января 2022 года, Зубов Ю.В. просит отменить судебные акты, в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что если земельный участок не находится в собственности муниципального образования, не включен в соответствующий перечень, то на него не распространяются нормы Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", предусматривающие предоставление земельных участков гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, а следовательно, он может быть предоставлен без очереди. Данным обстоятельствам оценка судом не дана.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" указано, что право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 1 статьи 2 Закона Воронежской области от 18 декабря 2020 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" установлено, что при ведении Реестра отдельных категорий граждан (за исключением многодетных граждан), имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, учитывается очередность граждан, установленная до вступления в силу настоящего Закона Воронежской области в соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
При осуществлении уполномоченными органами учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 данной статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 6 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области").
В соответствии с частью 7 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ, в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 16 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется вне очереди. К таким категориям относятся граждане, имеющие трех и более детей; граждане, лишившиеся жилого помещения, включенные в список пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, объявленных в установленном законом порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Зубов Ю.В. принят на учет 28 июня 2011 года. На момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке значился в реестре граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков под номером 67, в связи с чем оснований для предоставления ему земельного участка минуя очередь, не имелось. Административный истец не относится к категориям граждан, имеющих право на внеочередное предоставление земельного участка согласно части 7 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области". Испрашиваемый административным истцом земельный участок был изъят для строительства сетей инженерного обеспечения. Кроме того, предоставление Зубову Ю.В. во внеочередном порядке, а не в порядке очереди, бесплатно в собственность произвольно выбранного им земельного участка приведет к нарушению прав и законных интересов иных граждан, имеющих аналогичное право на бесплатное получение земельного участка, числящихся в реестре с более ранних периодов. Оспариваемое решение администрации не противоречит требованиям закона и прав Зубова Ю.В. не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Зубов Ю.В. является "данные изъяты" по заболеванию, связанному "данные изъяты", имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании заявления от 28 июня 2011 года Зубов Ю.В. поставлен на учет на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке.
В соответствии с постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 21 января 2021 года N 32 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Нововоронеж от 23 апреля 2010 года N 897" Зубов Ю.В. в настоящее время стоит в указанной очереди под номером 67.
На заявление Зубова Ю.В. от 12 октября 2020 года о предоставлении земельного участка, администрация городского округа город Нововоронеж письмом от 21 октября 2020 года за N 101-11-4346 сообщила, что основания для предоставления земельного участка вне очереди отсутствуют.
15 января 2021 года Зубов Ю.В. обратился к административному ответчику с просьбой предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с левой стороны от земельного участка N с кадастровым номером N.
Администрация городского округа город Нововоронеж письмом от 21 января 2021 года на заявление от 15 января 2021 года сообщила, что испрашиваемый земельный участок изъят для строительства сетей инженерного обеспечения, расформирован, снят с кадастрового учета и предназначен для прохода инженерных сетей.
На повторное заявление Зубова Ю.В. от 17 февраля 2021 года о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрация письмом от 25 февраля 2021 года N отказала в его удовлетворении со ссылкой на часть 7 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", в связи с наличием его очереди N и отсутствием оснований для предоставления земельного участка вне очереди.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отказе административному истцу в удовлетворении заявленного административного иска основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела. Оснований для предоставления Зубову Ю.В. вне очереди испрашиваемого земельного участка, необходимого для муниципальных нужд, и расформированного, не имелось; к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление земельного участка согласно части 7 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области") он не относится; доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановке на учет на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не представлено. Следовательно, оспариваемый ответ администрации не противоречит требованиям закона и прав Зубова Ю.В. не нарушает.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зубова Ю.В. -
без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.