Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Алеева А.С. к администрации городского округа Шатура Московской области, министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решение.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алеев А.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, изложенное в сводном заключении министерства от 28 мая 2021 года N 92-О и администрации городского округа Шатура Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 31 мая 2021 года N; возложить на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанность направить в министерство имущественных отношений Московской области на согласование проект решения о предоставлении государственной услуги.
В обоснование заявленных требований указал, что 24 апреля 2021 года обратился в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов. Испрашиваемый земельный участок расположен по адресу: "адрес", площадью 750 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "индивидуальное жилищное строительство". Решением администрации городского округа Шатура Московской области от 31 мая 2021 года отказано в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на то, что границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению, так как установлены со смещением и накладываются на существующий проезд. Министерством имущественных отношений Московской области отказано в согласовании предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка на праве аренды.
Полагал, что оспариваемое решение и сводное заключение в оспариваемой им части незаконно, так как земельный участок с кадастровым номером N прошел государственный кадастровый учет, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные", сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, обременений и ограничений не имеет; проезд представляет собой грунтовую колею, заросшую травой, зимой не расчищается, не имеет ориентировок, не является объектом дорожной инфраструктуры и служит для прохода к испрашиваемому земельному участку, проложенную предыдущим арендатором.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 ноября 2021 года, административные исковые требования удовлетворены в части.
Признан незаконным пункт 46 решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 28 мая 2021 года, изложенного в сводном заключении министерства имущественных отношений Московской области и решение администрации от 31 мая 2021 года N. На администрацию возложена обязанность повторно направить в Министерство пакет документов для согласования проекта решения о предоставлении Алееву А.С. испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе, поданной 12 января 2022 года через Шатурский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 января 2022 года, администрация городского округа Шатура Московской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением требований пункта 6 статьи 119 Земельного кодекса Российской Федерации; также будут нарушены права третьих лиц, поскольку при формировании испрашиваемого земельного участка полностью перекрывается доступ к сформированным земельным участкам; часть дорожного объекта с кадастровым номером N поставлена на ГКН, а оставшуюся часть на ГКН поставить не представлялось возможным, поскольку земельный участок находился в аренде у иного лица. В настоящее время готовится пакет документов для подачи искового заявления в Арбитражный суд "адрес" о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N.
На кассационную жалобу Алеевым А.С. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные". Из выписки из ЕГРН не следует, что границы земельного участка требуют уточнения, на испрашиваемом земельном участке отсутствует проезд, поставленный на кадастровый учет, либо указанный в документах территориального планирования, градостроительного зонирования, в связи с чем основания для отказа в удовлетворении заявления Алеева А.С. отсутствовали.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что Алеев А.С. обратился в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" площадью 750 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -"индивидуальное жилищное строительство".
Из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок имеет статус "актуальный".
Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, включенной в сводное заключение министерства имущественных отношений Московской области от 28 мая 2021 года N 92-О, администрации городского округа Шатура Московской области согласован отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды Алееву А.С.
Решением администрации городского округа Шатура Московской области от 31 мая 2021 года N Алееву А.С. отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые установлены со смещением и накладываются на существующий проезд.
Из акта осмотра земельного участка от 11 мая 2021 года, проведенного главным инспектором отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации городского округа Шатура Московской области, следует, что земельный участок не огорожен, не благоустроен, строений нет, организованный доступ есть.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется предоставление на праве аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, утвержденного протоколом Градостроительного совета Московской области от 4 апреля 2017 года N, межведомственная комиссия образована при Градостроительном совете Московской области для рассмотрения вопросов распоряжения и использования земельных участков, а также для предварительной проработки вопросов к рассмотрению на заседаниях Градостроительного совета с целью формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета и действует на постоянной основе.
В пунктах 10, 11, 13 Положения о МВК, установлено, что центральные исполнительные органы государственной власти Московской области в день заседания Комиссии обязаны представить утвержденное уполномоченным лицом заключение по вопросам, входящим в повестку заседания, в части их полномочий, которое может быть изложено как в виде отдельного документа, направляемого посредством межведомственной системы электронного документооборота, так и путем указания соответствующих сведений через АИС при рассмотрении конкретного вопроса; отзыв через АИС приравнивается к направлению письменного заключения. Данные заключения являются приложениями к протоколу заседания Комиссии и учитываются органами местного самоуправления Московской области, и центральными исполнительными органами государственной власти Московской области при принятии решений.
Согласно пункту 28 Положения о МВК, решения, принимаемые на заседаниях Комиссии в пределах ее компетенции, являются обязательными к исполнению для центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и организаций, которым предписывается выполнение принятых решений.
Из указанных нормативных правовых актов следует, что заключение уполномоченного органа (Министерства) и решение Комиссии, принимаемое на основе данного заключения, должны учитываться органами местного самоуправления при принятии решений в области земельно-имущественных отношений.
В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" администрация уполномочена принять решение об отказе либо удовлетворении заявления на основании анализа представленных документов, в том числе сводного заключения.
На основании пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации" уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе такого основания - границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Такое основание к отказу судами не установлено, а иных оснований отказа оспариваемые решения не содержат.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Не состоятельными являются доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушение требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышел за пределы предмета административного искового заявления Алеева А.С, изменив указанные в иске требования.
В данном случае, в соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом был определен способ восстановления нарушенных прав административного истца.
Доводы кассационной жалобы о нарушении прав третьих лиц, готовится пакет документов для подачи искового заявления в Арбитражный суд "адрес" о снятии с кадастрового учета земельного участка, не являлись предметом рассмотрения судов и ранее не заявлялись, предметом отказа не являлись, и объективными данными не подтверждены.
Фактически доводы жалобы направлены на иную оценку обстоятельств по делу, иное толкование норм материального права, и несогласие с выводами судов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием к отмене судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.