Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Тарасовой С.М, Камышановой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдатова С. В. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, по кассационной жалобе Солдатова С. В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г.
по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М.; выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности от 29 декабря 2020 г. Петюкиной Н. А, поддержавшей доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации и полагавшей жалобу Солдатова С. В. оставить без удовлетворения; судебная коллегия
установила:
Солдатов С.В, обратившись в суд, просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области компенсацию морального вреда в размере 1 110 000 руб, возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
В иске указал, что вследствие незаконного привлечения к уголовной ответственности приговором Октябрьского районного суда города Саратова от 3 февраля 2017 г. он 423 дня незаконно находился в местах лишения свободы, отбывал наказание в виде ограничения свободы, что причинило ему нравственные страдания.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 12 июля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Солдатову С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г. решение районного суда отменено; принято новое решение, которым с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Солдатова С.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 120 000 руб. В удовлетворении требований о возмещении расходов по оплате юридических услуг отказано.
В кассационной жалобе Солдатов С.В. просит изменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г, увеличив размер взысканной компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г, ссылается на отсутствие оснований для компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г. подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в рамках возбужденного уголовного дела в период с 21 января по 16 декабря 2013 г. Солдатов С.В. содержался под стражей, с 17 декабря 2013 г. по 16 января 2014 г. - находился под домашним арестом, с 17 января 2014 г. по 2 февраля 2017 г. - под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.
3 февраля 2017 г. уголовное дело в отношении Солдатова С.В. рассмотрено в порядке, установленном статьей 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с заключением с ним досудебного соглашения.
Октябрьским районным судом города Саратова постановлен приговор, которым Солдатов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ), по эпизоду мошенничества, совершенного в период с февраля 2007 г. по март 2011 г. с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 4 года; по части 1 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год, установлением ограничений: не изменять место жительства и место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, не выезжать за пределы территории муниципального образования "Город Саратов", - возложением обязанности являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, один раз в месяц для регистрации; по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (по эпизоду мошенничества, совершенного в период с апреля 2011 года по ноябрь 2012 года) с назначением наказания в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы; на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено к отбытию 6 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.
Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 3 февраля 2017 г, в него зачтены периоды с 21 января 2013 г. по 16 декабря 2013 г, с 17 декабря 2013 г. по 14 мая 2014 г.
Постановлением Ленинского районного суда города Курска от 18 сентября 2020 г. Солдатов С.В. условно-досрочно освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы на не отбытый срок 1 год 23 дня.
Согласно справке об освобождении, 29 сентября 2020 г. Солдатов С.В. освобожден из мест лишения свободы.
Постановлением Октябрьского районного суда города Саратова от 6 октября 2020 г. заключение и.о. прокурора Октябрьского района города Саратова удовлетворено; по уголовному делу в отношении Солдатова С.В. возобновлено производство по вновь открывшимся обстоятельствам; отменен приговор Октябрьского районного суда города Саратова от 3 февраля 2017 г. в части осуждения по части 1 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием в деянии состава преступления); прекращено производство по делу в указанной части.
Тот же приговор изменен, переквалифицированы действия Солдатова С.В. с части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ) по эпизоду мошенничества, совершенного в период с февраля 2007 года по март 2011 года и с части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации по эпизоду мошенничества, совершенного в период с апреля 2011 г. по ноябрь 2012 г. на часть 4 статьи 159 названного Кодекса за период с февраля 2007 г. по ноябрь 2012 г, назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Основанием к возобновлению производства по делу и отмене приговора послужило вступление в законную силу приговора в отношении иных лиц, которые были оправданы по части 1 и части 2 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, а эпизоды совершения ими мошенничества объединены в один, охваченный единым умыслом.
Апелляционным постановлением Саратовского областного суда от 17 декабря 2020 г. постановление Октябрьского районного суда города Саратова от 6 октября 2020 г. изменено; из постановления исключена ссылка на возобновление производства по уголовному делу в отношении Солдатова С.В. по вновь открывшимся обстоятельствам, постановлено считать уголовное дело возобновленным ввиду новых обстоятельств; исключена ссылка на отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, постановлено считать Солдатова С.В. отбывшим наказание, назначенное ему по приговору Октябрьского районного суда города Саратова от 3 февраля 2017 г. В остальном постановление того же суда от 6 октября 2020 г. оставлено без изменения.
Постановлением Октябрьского районного суда города Саратова от 4 февраля 2021 г. в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговор Октябрьского районного суда города Саратова от 3 февраля 2017 г. на основании части 1 статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации изменен, зачтено время содержания Солдатова С.В. под стражей в периоды с 21 января по 16 декабря 2013 г. и с 3 по 18 февраля 2017 г. из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима по названному приговору суда.
Отказывая во взыскании в пользу Солдатова С.В. компенсации морального вреда, суда первой инстанции исходил из того, что он не был реабилитирован.
Не соглашаясь с таким выводом, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что уголовное дело в отношении Солдатова С.В. рассмотрено в особом порядке в связи с заключением досудебного соглашения, срок наказания определен в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации путем частичного сложения наказаний, фактически Солдатов С.В. освобожден из мест лишения свободы 29 сентября 2020 г, прокурором инициирован вопрос о пересмотре приговора в отношении истца по новым обстоятельствам, приговор пересмотрен, производство по уголовному делу в части прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, в части - два эпизода совершения мошенничества объединены одним, окончательно к отбытию назначено 4 года 6 месяцев лишения свободы.
Таким образом, Солдатов С.В. полностью от уголовной ответственности не освобожден, однако мог быть освобожден из-под стражи не 29 сентября 2020 г, а 13 июля 2020 г. без отбывания наказания в виде ограничения свободы.
Признав наличие оснований для взыскания в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ее размер в сумме 120 000 руб. в полной мере компенсирует причиненный истцу моральный вред при отсутствии вины государственных органов, соответствует обстоятельствам дела, характеру и степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требованиям разумности и справедливости.
Несение расходов по оплате услуг по составлению искового заявления признано не подтвержденным доказательствами.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит не основанными на действующем законодательстве доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии оснований для компенсации истцу морального вреда в связи с заключением Солдатовым С.В. досудебного соглашения о сотрудничестве и при наличии его согласия с предъявленным ему обвинением, и, соответственно рассмотрением в отношении него уголовного дела в особом порядке.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что действующее законодательство не исключает возможность возмещения имущественного и морального вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением его к уголовной ответственности и незаконным применением к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в случаях, когда органом предварительного расследования, прокурором или судом не принято решение о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого (Определение Конституционного Суда РФ от 21 марта 2005 года N 242-0).
В то же время судебная коллегия находит приведённые выводы суда апелляционной инстанции о размере компенсации морального вреда преждевременными, не основанными на установленных по делу фактических обстоятельствах и требованиях закона.
Статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 151 этого же кодекса, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 данного кодекса.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 2).
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8).
Поскольку закон устанавливает лишь общие принципы определения размера компенсации морального вреда, то суду при разрешении спора необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
По настоящему делу суд апелляционной инстанции признал установленным факт нарушения прав истца со стороны государственных органов, указав, что Солдатов С.В. в силу постановленных в отношении него в рамках уголовного судопроизводства мог быть освобожден из-под стражи не 29 сентября 2020 г, а 13 июля 2020 г. без отбывания наказания в виде ограничения свободы.
Изложив вывод компенсация в размере 120 000 руб. в полной мере компенсирует причиненный истцу моральный вред, суд апелляционной инстанции в нарушение приведенных положений закона и актов их толкования, при обосновании размера компенсации морального вреда лишь формально сослался на обстоятельства дела, характер и степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, не указывая, в чем они выражаются.
При этом суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения районного суда, не обосновал свой вывод о периоде излишнего отбытия Солдатовым С.В. наказания в виде лишения свободы, не дал оценку изложенным в апелляционной жалобе доводам Солдатова С.В. о том, что такой период значительно больше.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не обоснован определенный им размер компенсации морального вреда, что в контексте настоящего дела является нарушением норм права.
Согласно действующему процессуальному законодательству, правильное разрешение спора является первостепенной обязанностью суда, для выполнения которой ему предоставлены возможности для установления имеющих значение обстоятельств и сбора и оценки доказательств.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным, что в полной мере распространяются и на судебные акты суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г. критериям законности и обоснованности не соответствует. Допущенные нарушения норм права могут быть исправлены только посредством его отмены с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в связи с необходимостью установления, исследования и оценки фактических обстоятельств дела
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2021 г. - отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Саратовский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.