Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Потеминой Е.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Красногорск Московской области о возложении обязанности восстановить в очереди на улучшение жилищных условий и заключить договор социального найма
по кассационной жалобе администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным постановления администрации от 9 ноября 2017 г. N 2622/11 об отказе в заключении договора социального найма, снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, а также о возложении на ответчика обязанности принять решение о восстановлении истца и ее сына ФИО5 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, заключить с ней договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 30 декабря 1992 г. N 1148/48 она с сыном ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была принята на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в льготный список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, как медицинский работник. На основании постановления главы Красногорского района Московской области от 28 февраля 2007 г. N 384/2 ей с сыном по договору найма служебного жилого помещения была предоставлена квартира общей площадью 42, 9 кв.м, из них жилой площадью 27, 1 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
В сентябре 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма в отношении указанного жилого помещения. Однако постановлением администрации от 9 ноября 2017 г. ей было отказано в заключении данного договора и она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и исключена из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений. Основанием для вынесения данного постановления послужило принятие истцом наследства после смерти матери в виде квартиры площадью 37, 2 кв.м, в том числе жилой площадью 18, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Считала указанное постановление ответчика незаконным.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация городского округа Красногорск Московской области ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 30 декабря 1992 г. N 1148/48 ФИО1 с сыном ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения была принята на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в льготный список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, как медицинский работник.
При постановке на учет ФИО1 с ФИО5 проживала совместно с матерью и отчимом в однокомнатной квартире площадью 37, 2 кв.м, в том числе жилой площадью 18, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
На момент постановки на учет семья истца из двух человек имела жилищную обеспеченность на одного члена семьи менее 5 кв.м.
В 2000 году ФИО6 достиг возраста 9 лет.
Постановлением главы Красногорского района Московской области от 28 февраля 2007 г. N 384/2 истцу и её сыну по договору найма служебного жилого помещения была предоставлена на период трудовых отношений двухкомнатная квартира общей площадью 42, 9 кв.м, из них жилой площадью 27, 1 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", в которой они зарегистрированы по месту жительства.
В сентябре 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Красногорск Московской области с заявлением о заключении договора социального найма в отношении занимаемой квартиры, поскольку она состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и работает в должности медицинской сестры в Красногорской городской больнице N 3.
Постановлением администрации городского округа Красногорск Московской области от 9 ноября 2017 г. N 2622/11 истцу было отказано в заключении договора социального найма, также она была снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и исключена из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.
Основанием для снятия с учета послужило то обстоятельство, что она после смерти матери в 2010 году является единственным наследником квартиры, общей площадью 37, 2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", в связи с чем жилищная обеспеченность общей площадью на одного человека составляет 18, 6 кв.м, что более учетной нормы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о незаконности постановления администрации городского округа Красногорск от 9 ноября 2017 г. N 2622/11 об отказе ФИО1 в заключении договора социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, поскольку семья истца состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1992 года, и, имея право на первоочередное предоставление жилого помещения, жилищные условия истца с сыном улучшены не были на протяжении более 25 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит, что обжалуемые судебные постановления приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Приведенные правовые нормы не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма до 1 марта 2005 г, с учетом внесения изменений после указанной даты в правовые акты, регулирующие отношения, связанные с основаниями постановки на такой учет.
Вместе с тем, законодатель предусмотрел в качестве условий для снятия с учета указанной категории граждан - утрату гражданином оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма (статьи 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР).
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующей на момент постановки истца на соответствующий жилищный учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (статья 32 Жилищного кодекса РСФСР).
На момент принятия истца и её сына на учет нуждающихся в жилых помещениях действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденные решением исполкома Мособлсовета и президиума МОСПС от 29 декабря 1984 г. N 1728/24, в соответствии с пунктом 9.1 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 квадратных метров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно решению Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 27 апреля 2017 г. N 130/8 "Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Красногорск" на территории городского округа Красногорск установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из обстоятельств дела установленных судом, после наследования ФИО1 квартиры, расположенной по адресу: "адрес", площадью 37, 2 кв.м, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца с учетом её сына стала составлять 18, 6 кв.м. на одного человека.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что истец с сыном незаконно были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, сделаны в нарушение положений приведенных правовых норм
При этом отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям положений статьи 41 Жилищного кодекса РСФСР и части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым при предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.
Указанные правовые нормы регулируют отношения, связанные с предоставлением жилых помещений, а не с постановкой на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также нельзя признать законными обжалуемые судебные постановления в части возложения на администрацию городского округа Красногорск Московской области обязанности заключить с истцом договор социального найма в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения на администрацию городского округа Красногорск Московской области обязанности заключить с истцом договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в силу вышеприведенных норм права договор социального найма может быть заключен в отношении жилого помещения, которое должно относиться к жилищному фонду социального использования, а не к специализированному жилищному фонду.
Несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что занимаемое ФИО1 жилое помещение предоставлено ей на основании договора найма служебного жилого помещения, суды в нарушение приведенных правовых норм пришли к выводу о наличии оснований для заключения в отношении данного жилого помещения договора социального найма.
Судами оставлены без внимания доводы ответчика о том, что данное жилое помещение было предоставлено администрацией городского округа Красногорск Московской области по ходатайству Управления здравоохранения Красногорского района Московской области на период трудовых отношений ФИО1, работающей медицинской сестрой в Красногорской городской больнице.
Судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 февраля 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.