Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Селиверстовой И.В, Константиновой Ю.П, при секретаре Жанабергеновой В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-144/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь" о признании недействующим приказа Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 19 декабря 2019года N405-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020 - 2024 годы"
по апелляционной жалобе Главного управления "Региональная энергетическая комиссия Тверской области" на решение Тверского областного суда от 8 октября 2021 года, которым административный иск удовлетворен, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, объяснения представителей Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Бортяша М.А, Волченко В.С, возражения представителей административного истца ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" Никонорова Д.В, Кузьминой А.В, Четверикова А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Русакова И.В, полагавшего, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
19 декабря 2019 года Главным Управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области издан приказ N405-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь" (далее- общество, ООО "РЭР-Тверь"), для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020 - 2024 годы".
Данный приказ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 декабря 2019 года.
Указанным приказом установлены тарифы на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2024 года на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РЭР -Тверь", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020 - 2024 годы согласно приложению 1, а также определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2020-2024 годы согласно приложению 2, в том числе базовый уровень операционных расходов - 77 400, 31 тыс. руб.
Указанный приказ был обжалован регулируемой организацией в Федеральную антимонопольную службу России в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении". По результатам рассмотрения жалобы ФАС России было принято решение от 19 июня 2020 года N СП/51692/20, которым Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области было признано нарушившим пункты 42, 44, 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 22 июля 2020 года N 44-нп в приложение 1 к приказу от 19 декабря 2019года N405-нп внесены изменения во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2020 года N СП/51692/20, принятого по результатам рассмотрения разногласий между Обществом и ГУ РЭК Тверской области по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год. Данные изменения заключались в увеличении тарифа, установленного для потребителей, за исключением населения, на 2 полугодие 2020 года (срок действия нового тарифа определен с 01 августа по 31 декабря 2020 года) и на 1 полугодие 2021 года - с 1 612, 94 руб./Гкал до 1 651, 03 руб./Гкал.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 17 декабря 2020года N 416-нп в приложение 1 к приказу от 19 декабря 2019 года N 405-нп внесены изменения в результате ежегодной корректировки тарифов - снижены тарифы, установленные для потребителей, за исключением населения, на 1 и 2 полугодие 2021 года - 1 651, 03 руб./Гкал и на 1 полугодие 2022 года - 1 683, 69 руб./Гкал до 1 629, 61 руб./Гкал, а для населения - на 2 полугодие 2021 года и на 1 полугодие 2022 года - с 1993, 60 руб./Гкал до 1955, 53 руб./Гкал.
Административный истец обратился в Тверской областной суд с административным иском о признании указанного нормативного правового акта в редакции приказа от 17 декабря 2020 года N 416-нп недействующим и возложении на административного ответчика обязанности принять новый заменяющий приказ с учетом включения в НВВ экономически обоснованных расходов Общества по статьям: "оплата труда" в сумме 174862, 96 тыс. руб, "служебные командировки" в сумме 225, 41 тыс. руб, "отчисления на социальные нужды" в сумме 52808, 61 тыс. руб, "расчетная предпринимательская прибыль" в сумме 15784, 12 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при установлении тарифов ГУ РЭК Тверской области не было в полной мере учтено решение ФАС России от 19 июня 2020 года N в результате чего расходы по указанным статьям определены в экономически необоснованном размере.
Решением Тверского областного суда от 8 октября 2021 года административный иск удовлетворен. Приказ Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 19 декабря 2019 года N405-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "РЭР -Тверь", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020 - 2024 годы" с изменениями, внесенными приказами ГУ РЭК Тверской области от 17 декабря 2020 года N416-нп и от 22 июля 2020года N 44-нп, - признан недействующим с даты принятия.
На Главное Управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ.
С Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в пользу ООО "РЭР-Тверь" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, ГУ "РЭК" Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела при определении части затрат по статьям "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Расчетная предпринимательская прибыль".
Так, в части статьи затрат "Расходы на оплату труда" для определения нормативной численности промышленно-производственного персонала необходимы данные по оборудованию, находящемуся на балансе организации, в том числе отдельно по видам оборудования, диаметру трубопроводов, а также трубопроводной арматуре и сальниковым компенсаторам, однако такой информации в материалах тарифного дела административным истцом представлено не было, в связи с чем численность рабочих была принята как среднее фактическое значение за 2017 и 2018 годы, а средняя заработная плата по факту 2018 года с учетом доплат и надбавок в соответствии с выплатами ООО "РЭР-Тверь" по коллективному договору.
Расчет численности руководителей, специалистов и служащих был проведен в соответствии с нормативами, утвержденными приказом Госстроя РФ от 12.10.1999 N74.
Базовая ставка рабочего первого разряда при расчете на 2020 год принята по отраслевому тарифному соглашению на 2017-2019 год, 10 746 руб.
ФОТ цехового персонала на 2020 год рассчитан в размере 8 800, 96 тыс. руб. из средней заработной платы 22 762, 67 руб, а для административно-управленческого персонала 7 088, 09 тыс. руб, из средней заработной платы 35 798, 44 руб.
Административный ответчик указывал, что в материалах тарифной заявки отсутствовали:
-данные в соответствии с раздельным учетом расходов, в том числе по статье "расходы на оплату труда", подтвержденные бухгалтерской отчетностью;
-статистическая форма NП-4 "сведения о численности и заработной плате работников" за 2018 год представлена дважды, с корректировкой без отметки территориального органа Тверьстата, подтверждающей достоверность информации.
-расчет нормативной численности ООО "РЭР-Тверь" не соответствует как фактической, так и планируемой численности на 2020 год.
Так, нормативная численность рассчитана как 255, 43 чел/, затраты на ФОТ на 205, 9 человек, по факту численность на 2018 составила 152, 61 чел. Данные о вводе дополнительных мощностей, оборудования теплоэнергетического комплекса не представлены, рост численности цехового и административно-управленческого персонала составил 32, 7%, без каких либо объяснений. Регулируемая организация произвела некорректный расчет мастеров по разделу 2.2.8 "организация руководства производственными участками", чем завысило количество штатных единиц, в расчетах нормативной численности руководителей, специалистов и служащих имеются должности, отсутствующие в штатном расписании, в г.Тверь должности по квалификации и разрядам выше, чем в г.Ржеве, в котором находится теплоэнергетический комплекс организации и оказываются услуги теплоснабжения, отсутствует экономическое обоснование, пояснения и расшифровка к планируемым затратам на 2020 год по фонду оплаты труда в разрезе должностей с учетом доплат и надбавок, представленное штатное расписание с 01.01.2019 и приказ об изменении тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 9 309, 19 руб. противоречит нормам внутренних локальных актов. Утвержденная на предприятии тарифная сетка с 19 разрядами оплаты труда и максимальном тарифном коэффициенте 13, 32, противоречит приложению N3 к Отраслевому тарифному соглашению, предусматривающему, что максимальный тарифный коэффициент устанавливается в размере 8.4 при девяти квалификационных уровнях.
Рост среднемесячной заработной платы для АУП запланирован в размере 340, 5% к утвержденным затратам на 2019 год и ростом 112, 3% к фактическим затратам на 2018 год.
Затраты по оплате вознаграждения за выслугу лет 15% на 2020 год не подтвержден локальным правовым актом, материальная помощь к отпуску в размере 8, 33% не подтверждена фактическим несением таких затрат, выплаты по итогам года 33% регулируемой организацией не были подтверждены расчетами и фактическими затратами. Увеличение текущего премирования с 30 до 50% также не подтверждено документально.
Доводы регулируемой организации о том, что среднемесячная заработная плата учтена ниже среднемесячной в регионе несостоятельны. В сфере деятельности "производство, передача и распредедение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха" присвоен ОКВЭД 35.30, в связи с чем среднемесячная заработная плата по Тверской области по данной сфере деятельности сформирована с учетом затрат на оплату труда организаций, осуществляющих производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, без учета данных организаций средняя заработная плата составляет 18 084 руб. а по прогнозу на 2019, 2020 год - 19 483, 34 руб, что ниже установленной для ООО "РЭР" на 4, 95% в размере 20 445, 39 руб.
Податель жалобы обращал внимание, что в условиях введения изменений в действующее законодательство пункта о предпринимательской прибыли, данные затраты ложатся на бюджет региона, так как в рамках ограничения роста платы граждан регулирующий орган вынужден устанавливать льготные тарифы для населения.
На величину субсидий ООО "РЭР" влияет именно предпринимательская прибыль, так в 2019 году регулируемой организацией получено из бюджета 14, 5 млн. руб, из которых 8, 7 млн. составляет предпринимательская прибыль, на 2020 год предпринимательская прибыль составит 8, 8 млн. руб, на возмещение межтарифной разницы запланировано 10, 5 млн. руб.
В составе тарифообразующих затрат учтены затраты на предпринимательскую прибыль, из которых организация вправе выплачивать премию за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Податель жалобы отмечал, что при неизменном составе теплоэнергетического комплекса, организация ежегодно повышает затраты по фонду оплаты труда.
При таких обстоятельствах, по мнению регулятора, экономически обоснованными могут быть признан затраты по статье "Расходы на оплату труда" в размере 50 717, 66 руб. при численности 206, 72 шт. ед. и средней заработной плате 20 445, 39 с ростом средней заработной платы по сравнению с 2019 годом на 24, 4%.
Расходы на служебные командировки были заявлены организацией в размере 225, 41 тыс.руб. с учетом посещения образовательных семинаров в Москве и Санкт-Петербурге, в размере 117, 13 тыс.руб, однако необходимость таких расходов с учетом онлайн технологий проведения семинаров и отсутствия утвержденного графика профессиональной подготовки сотрудников не была доказана.
Поездки в судебные инстанции 98, 97 тыс. руб. были приняты экспертом в полном объеме.
По статье отчисления на социальные нужды корректировки произведено не было, так как статья расходы на оплату труда не претерпела какой-либо корректировки при исполнении решения ФАС России.
По статье расчетная предпринимательская прибыль регулируемая организация не представила надлежащие документы, подтверждающие произведенные расчеты, объемы и экономическую обоснованность заявленных расходов.
Податель жалобы просил отменить судебное решение и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На апелляционную жалобу участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены письменные возражения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии со статьями 3, 7 и 8 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года N 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Администрации города Ржева Тверской области от 14 ноября 2017 года N 1053 "Об определении единой теплоснабжающей организации" ООО "РЭР-Тверь" определено в качестве единой теплоснабжающей организации в пределах зоны своей деятельности, расположенной на территории муниципального образования город Ржев Тверской области.
Из материалов дела следует, что административный истец с 2016 года осуществляет регулируемую деятельность по производству в режиме некомбинированной выработки тепловой энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности 12 котельных и тепловых сетей. Основным видом деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха.
Оспариваемым приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2019года N405-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РЭР-Тверь" для потребителей города Ржев, на второй долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов с применением метода индексации на основании заявления Общества от 26 апреля 2019 года с последующими дополнениями.
Спорными в рамках настоящего дела явились следующие статьи расходов: расходы на оплату труда и производные от них отчисления на социальные нужды, расходы на служебные командировки и расчетная предпринимательскую прибыль.
Из материалов тарифной заявки установлено, что в своем тарифном предложении Общество предложило учесть в НВВ на 2020 год:
Статья затрат
Заявлено обществом
Принято РЭК в первоначальном приказе
Расходы на оплату труда
174862, 96 тыс. руб. (численность персонала всего 315, 4 ед, в том числе: производственного 205, 9 ед, цехового 89, 7 ед, административно-управленческого 19, 8 ед.; средняя заработная плата персонала всего 46 201, 37 руб, в том числе: производственного 31511, 21 руб, цехового 55497, 36 руб, административно-управленческого 156850, 59 руб.);
50717, 66 тыс. руб. (численность персонала всего 206, 73 ед, в том числе: производственного 158 ед, цехового 32, 22 ед, АУП 16, 5 ед.; средняя заработная плата персонала всего 20444, 39 руб, в том числе: производственного 18369, 52 руб, цехового 22762, 67 руб, АУП 35798, 44 руб.);
отчисления на социальные нужды
52808, 61 тыс. руб.;
15316, 73 тыс. руб.
расходы на служебные командировки
225, 41 тыс. руб.;
148, 84 тыс. руб.
расчетную предпринимательскую прибыль
20948, 09 тыс. руб.
8794, 29 тыс. руб.
Не согласившись с данным тарифным решением административного ответчика, Общество обратилось в ФАС России с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по ряду статей затрат, расходы по которым формируют необходимую валовую выручку на 2020 год.
Решением ФАС России от 19 июня 2020 года N ГУ РЭК Тверской области признано нарушившим пункты 42, 44, 63 Основ ценообразования, пункт 29 Правил регулирования тарифов (пункт 1), установлена экономически обоснованная и подлежащая учету в НВВ на 2020 год сумма 4141, 8 тыс. руб. по статье "недополученный доход". Кроме того, органу регулирования предписано определить величину экономически обоснованных расходов по статьям "расходы на оплату труда", "расходы на служебные командировки", "отчисления на социальные нужды", "расчетная предпринимательская прибыль" с учетом выводов, изложенных в данном решении, в частности о том, что:
- без соответствующего обоснования численность персонала регулируемой организации принята ниже фактической численности 2018 года, среднемесячная заработная плата принята ниже фактического показателя 2018 года и ниже среднемесячной заработной платы в данной отрасли по региону;
- необоснованно исключены расходы на служебные командировки работников для участия в образовательном семинаре, заявленные регулируемой организацией на сумму 117, 14 тыс. руб, со ссылкой на возможность проведения данного мероприятия в режиме "онлайн".
Также по данному решению статья затрат "отчисления на социальные нужды подлежит пересмотру, поскольку является производной от статьи затрат "расходы на оплату труда", а "расчетная предпринимательская прибыль" - как производная от всех остальных статей, о пересмотре которых заявила регулируемая организация (т. 1, л.д. N).
Во исполнение данного решения ФАС России, административный ответчик принял приказ от 22 июля 2020 года N N, копия которого вместе с протоколом заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 22 июля 2020 года N и копией экспертного заключения по расчету новых тарифов направлены в ФАС России письмом от 27 июля 2020 года N.
При этом, по спорным статьям затрат ГУ РЭК Тверской области оставило размер расходов Общества без изменения.
Суд первой инстанции проанализировав представленные сторонами доказательства пришел к выводу о небоснованности тарифного решения, с которым соглашается судебная коллегия.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений.
К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые в части в рамках данного административного дела постановления тарифного органа не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, имеющих большую юридическую силу.
Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
ООО "РЭР-Тверь" в тарифном предложении запланировало увеличение в 2020 году расходов по статье затрат "Расходы на оплату труда" по отношению к фактическим затратам за 2018 год на 142, 2%, при этом обществом была увеличена как численность персонала до 315, 4 единиц, так и средняя заработная плата до 46 201, 37 руб.
При этом, фактические затраты по статье "Расходы на оплату труда" регулируемой организации за 2018 год составили 72 203, 88 тыс. руб. с учетом численности 235, 84 ед. и средней заработной платой 25 513, 02 руб.
Пунктом 42 Основ ценообразования, установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом:
- отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, - планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, следует учитывать результаты анализа следующих сведений:
- гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления;
- условий коллективного договора;
-размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;
- прогнозного индекса потребительских цен;
- уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики;
-среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью;
- нормативной численности;
- штатного расписания.
Общество заявило к учету в НВВ на 2020 год численность персонала в количестве 315, 4 ед. (в том числе производственного 205, 9 ед. цехового - 89, 7 ед, АУП - 19, 8 ед.).
Из пояснительной записки ООО "РЭР-Тверь" следует, что приведенная численность Обществом рассчитана на основании приказов Госстроя России от 22 марта 1999 года N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и от 12 октября 1999 года N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", от 01 октября 1999 года N 69 "Об утверждении Нормативов численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с пунктом 2.6 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года плановая численность персонала определяется на основании фактической численности, подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью за последний отчетный период, а именно формой N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", при этом учитывается необходимость в реализации производственных и инвестиционных программ регулируемой организации, приводящих к увеличению (сокращению) персонала. Размер плановой численности подтверждается штатным расписанием на плановый период. Размер плановой численности в целом по организации не должен превышать максимальных значений нормативной численности в целом по организации, рассчитанной в соответствии со следующими актами, применяемыми в зависимости от осуществляемого вида регулируемой деятельности:
- Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 г. N 66;
- Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 12.10.1999 N 74;
- Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 03.04.2000 N 68;
- Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 N 65;
- Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых электростанций, утвержденными от 03.12.2004 РАО "ЕЭС России", - Нормативами численности промышленно-производственного персонала электростанций с газотурбинными установками мощностью 12 - 150 МВт, утвержденными 03.12.2004 ОАО "РАО "ЕЭС России";
- Нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, утвержденными от 03.12.2004 РАО "ЕЭС России";
- Укрупненными нормативами численности промышленно-производственного персонала гидроэлектростанций и каскадов гидроэлектростанций, утвержденными от 03.12.2004 РАО "ЕЭС России";
- Типовыми нормативами численности инженерно-технических работников и служащих предприятий газового хозяйства, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 30.09.1983 N 470
- иными актами, определяющими нормативную численность персонала, принятыми на отраслевом уровне;
Расчет нормативной численности производится с учетом необходимости реализации производственных и инвестиционных программ регулируемой организации, приводящих к увеличению (сокращению) персонала.
Пунктом 1.13 ОТС установлено, что настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 года включительно.
Как верно установилсуд первой инстанции представленные административным истцом в тарифной заявке расчетные таблицы, составленные на основании указанных приказов Госстроя России, содержат иные показатели численности производственного персонала - 255, 43 ед. и цехового персонала - 40, 2 ед.
В свою очередь, штатное расписание от 01 февраля 2019 года предусматривает общую численность персонала 295, 5 ед, которая также отличается от заявленной - 315, 4 ед.
Заявленная в тарифном предложении планируемая ООО "РЭР-Тверь" на 2020 год численность производственного персонала - 205, 9 ед. на 34, 9% превышает фактический показатель 2018 года (152, 61 ед.), однако, как обоснованно указало в своих возражениях ГУ РЭК Тверской области, данная численность являлась достаточной для осуществления регулируемой деятельности в предыдущем расчетном периоде, состав эксплуатируемого обществом оборудования остался неизменным, объем выработки тепловой энергии увеличился незначительно.
При таких обстоятельствах тарифное решение относительно численности производственного персонала на 2020 год в количестве 158 ед. на основании фактических данных предприятия за 2017 год (163, 82 ед.) и за 2018 год (152, 61 ед.) не противоречит положениям пункта 42 Основ ценообразования.
В свою очередь, численность цехового (ИТР) - 89, 7 ед. и административно-управленческого (АУП) - 19, 8 ед. персонала, всего - 109, 5 ед, предложенная Обществом к учету в тарифах на 2020 год, на 31, 5% превышает фактический показатель 2018 года - 83, 23 ед. (64, 88 ед. - ИТР, 18, 35 ед. - АУП) и составляет 69, 30% от установленной экспертом на указанный расчетный период численности производственного персонала.
Как верно отметил суд первой инстанции приведенный показатель фактической численности ИТР и АУП в 2018 году также был превышен по сравнению с утвержденным. Такое превышение составило 63% (51 ед.).
Проанализировав фактические данные регулируемой организации за 2017 год и 2018 год, эксперт ГУ РЭК Тверской области пришел к выводу о том, что Общество, ежегодно уменьшая численность рабочих (в 2017 году - 163, 82 ед, в 2018 году - 152, 61 ед.), одновременно без достаточных оснований увеличивает штат цехового и административно-управленческого персонала (в 2017 году - 62, 7 ед, в 2018 году - 83, 23 ед, запланировано на 2020 год - 109, 5 ед.). При этом, производственная необходимость в расширении штата за счет указанной категории персонала материалами тарифного дела не подтверждена.
В связи с изложенным, эксперт ГУ РЭК Тверской области обоснованно не согласился с тарифным предложением и произвел собственный расчет нормативной численности цехового (32, 22 ед.) и административно-управленческого (16, 5 ед) персонала на основании приказа Госстроя России от 12 октября 1999 года N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" с учетом установленной им численности рабочих, объема и характеристик эксплуатируемого Обществом оборудования.
Согласно статье 7 Закона о теплоснабжении одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В свою очередь, вопросы оплаты труда регулируются разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В части 1 статьи 129 ТК РФ, содержащей основные понятия и определения, раскрывается содержание заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
Исходя из положений статьи 135 названного кодекса, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Расчет средней заработной платы был выполнен регулируемой организацией исходя из:
- минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда - 10746 руб, - средней ступени оплаты труда (2, 07 - производственный персонал, 5, 3 - цеховый, 12, 88 - административно-управленческий), - тарифного коэффициента, соответствующего ступени оплаты труда (1, 34 - производственный персонал, 2, 36 - цеховой, 6, 67 - административно-управленческий), - процента выплат, связанных с режимом работы и условиями труда - 12, 5%, - процента текущего премирования - 50%, - процента выплаты вознаграждения за выслугу лет - 15%, - процента выплаты по итогам года - 33%, - материальной помощи к отпуску - 8, 33%.
Из представленного расчета установлено, что в 2018 году процент выплат, связанных с режимом работы и условиями труда составлял 16, 74%, 37, 54%, 9, 30%, процент текущего премирования 30%; а выплаты вознаграждения за выслугу лет, по итогам года и материальной помощи к отпуску не производились.
Согласно штатному расписанию ООО "РЭР-Тверь" оплата труда персонала предприятия рассчитывается как произведение тарифной ставки и тарифного коэффициента, учитывающего квалификационный разряд работника. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера штатным расписанием не предусмотрены.
Проанализировав положения статей 22, 48 и 135 ТК РФ, Коллективный договор от 30 июля 2019 года (в редакции действующей на дату принятия тарифного решения) и Положения об оплате труда и системе премирования, Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, заключенное между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года, суд пришел к правильному выводу, о том, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда с учетом индексации, рекомендованная совместным письмом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 года N 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 года 24-АК/2019, на 2020 год составляет 10746 руб.
Вместе с тем, расчет средней заработной платы производственного персонала ООО "РЭР-Тверь" эксперт ГУ РЭК Тверской области произвел путем индексации указанной Обществом фактической средней заработной платы за 2018 год (17050, 18 руб.*1, 046 (ИПЦ на 2019 год)*1, 03 (ИПЦ на 2020 год)=18369, 52 руб, включающей минимальную тарифную ставку - 8671 руб, тарифный коэффициент, соответствующий средней ступени оплаты труда, а также действовавшие в организации выплаты, связанные с условиями труда, и премии.
Обязательность применения отраслевого тарифного соглашения для расчета расходов на оплату труда установлена вышеприведенным пунктом 42 Основ ценообразования.
По условиям отраслевых тарифных соглашений, заключаемых на периоды, организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) (далее - ММТС) и закрепленную в таких соглашениях.
При таких обстоятельствах, расчет фонда оплаты труда для промышленно-производственного персонала нельзя признать обоснованным.
Проанализировав установленную на предприятии систему выплат премий и компенсаций с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения, суд установил, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, включают в себя в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), установленные коллективными договорами, локальными нормативными актами Организации.
Фактические расходы Общества за предыдущий расчетный период по осуществлению выплат стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда были подтверждены оборотно-сальдовой ведомостью по счету 70 "расчеты с персоналом по оплате труда" за 2018 год, согласно которой сумма причитающихся работникам, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации начислений стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда, составила 2736174, 61 руб. - 5, 57% от общей суммы начислений по тарифным ставкам.
Указанные выплаты ответчиком учтены только в составе средней заработной платы производственного персонала, тогда как из расчета фонда оплаты труда цехового персонала исключены без какого-либо обоснования, что нельзя признать обоснованным, на что правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Что касается премий за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности, то поскольку какого либо расчета суммы премиальных выплат, исходя из условий Коллективного договора в материалы тарифного дела представлено не было, оснований для учета при определении фонда заработной платы ежемесячного премирования в максимальном размере 50%, как на этом настаивал административный истец, у органа регулирования не имелось.
Вместе с тем, согласно расчету расходов на оплату труда процент текущего премирования в 2018 году составил 30% при этом фактические расходы организации, связанные с выплатой стимулирующих начислений и надбавок, к числу которых относятся премии, подтверждены оборотно-сальдовой ведомостью, в связи с чем, вывод эксперта об учете в составе расходов на оплату труда только премирования производственного персонала, без учета цехового и административно-управленческого персонала не соответствует пункту 42 Основ ценообразования, пункту 37 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года N 760-э, пункту 2.8.2.4 Отраслевого тарифного соглашения.
Выплата по итогам работы за год по результатам деятельности в отчетном периоде (3, 96 должностного оклада за полный год), вопреки позиции административного истца, не входит в систему оплаты труда и не носит обязательный для работодателя характер, в связи с чем, поскольку фактические расходы регулируемой организации, связанные с указанным премированием в предыдущем расчетном периоде отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом эксперта ГУ РЭК Тверской области о необходимости исключения их из состава НВВ на 2020 год.
Ежемесячные вознаграждения за выслугу лет согласно коллективному договору установлены в пределах 15% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда.
Поскольку в материалах тарифной заявки данные о сотрудниках предприятия, имеющих право на получение вознаграждения за выслугу лет с указанием их стажа работы отсутствовали, равно как и локальный нормативный акт, устанавливающий размер вознаграждения конкретным сотрудникам и в 2018 году организация данные расходы не несла, оснований для учета этой выплаты в составе тарифов на 2020 год также не имеется.
Персональные надбавки работникам к отпуску за высокие достижения в общественной работе. Возможность получения единовременной материальной помощи при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере не менее месячной ставки рабочего первого разряда установлена Коллективным договором, однако локальный нормативный акт, предусматривающий порядок осуществления данной выплаты не принят. В 2018 году организация данную выплату не производила. При таких обстоятельствах вывод эксперта ГУ РЭК Тверской области о ее исключении из НВВ на 2020 год суд первой инстанции также верно признал обоснованными.
Расчет средней заработной платы цехового и административно-управленческого персонала был произведен экспертом как произведение минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда и тарифного коэффициента, определенного применительно к квалификационному разряду соответствующей должности.
Предложенный Обществом расчет средней ступени по оплате труда и тарифного коэффициента обоснованно не принят экспертом, поскольку выполнен исходя из штатной численности, не соответствующей фактическим показателям 2018 года и плановым, заявленным на 2020 год.
Эксперт ГУ РЭК Тверской области, рассчитав штатную численность работников по каждой должности определилквалификационный разряд в соответствии с штатным расписанием ООО "РЭР-Тверь", в рамках диапазона разрядов оплаты единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, приведенных в таблице 2 пункта 2.2.3 Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 31 марта 1999 года N 81.
При этом, для расчета средней заработной платы всех должностей цехового и административно-управленческого персонала эксперт применил тарифные коэффициенты, которые предусмотрены не штатным расписанием и тарифной сеткой, утвержденной пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда и системе премирования работников - приложения N 1 к Коллективному договору, а Единой тарифной сеткой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 года N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", которое в части утверждения тарифных коэффициентов утратило силу с 01 января 2001 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 года N 284, утвердившего более высокие тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, включающей 18 разрядов, которые, как правильно указал суд первой инстанции следовало применить в рассматриваемом случае.
Доводам апелляционной жалобы касающимся среднего размера заработной платы по отрасли судом первой инстанции в обжалуемом решении дана верная оценка, оснований не согласится с ней судебная коллегия не усматривает.
В расчет приведенного регионального показателя включены сведения не только о предприятиях, осуществляющих производство тепловой энергии, но и оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, а также осуществляющих иные виды деятельности, о чем свидетельствуют сведения в отношении ООО "РЭР-Тверь", учтенные по всем видам деятельности.
Установленный ГУ РЭК Тверской области размер средней заработной платы ООО "РЭР-Тверь" на 2020 год ниже среднемесячной заработной платы за 2018 год по Тверской области по сфере деятельности "производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха" - 25894, 5 тыс. руб, на что указано в решении ФАС России от 19 июня 2020 года N.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе расходы налогоплательщика в виде суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном данным кодексом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 данного кодекса.
Поскольку расходы по статье отчисления на социальные нужды", производны от затрат на оплату труда, постольку указанная статья также подлежит пересмотру в рамках исполнения судебного решения.
Выводы суда первой инстанции касающиеся расходов на служебные командировки в частности посещение работниками образовательных семинаров в городах Москва и Санкт-Петербург, являются правильными.
Данные расходы в сумме 117, 13 тыс. руб. не были учтены регулятором, поскольку связаны непосредственно с расходами по статье "обучение персонала", которые также не включены в состав тарифов в связи с отсутствием утвержденного плана профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала, договоров на обучение, заключенных на долгосрочный период с соблюдением Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обоснования необходимости посещения семинаров.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в числе прочих расходов расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно определению, изложенному в пункте 2 Основ ценообразования, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
Изложенное в апелляционной жалобе административного ответчика несогласие с выводом суда о неверном расчете тарифным органом размера предпринимательской прибыли не может быть принято во внимание, так как ее значение в силу пункта 74.1 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
С учетом изложенных выводов относительно операционных расходов - затраты на отчисления на социальные нужды, производные от расходов на оплату труда, и с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, расчетная предпринимательская прибыль подлежит перерасчету.
Принимая во внимание, что тарифы, установленные в экономически необоснованном размере, в течение периода регулирования применялись, то признание судом оспариваемого постановления не действующим с даты его принятия правомерно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами Закона о теплоснабжении.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского областного суда от 8 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ РЭК тверской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.