Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе: судьи судебной коллегии по административным делам Константиновой Ю.П., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 9а-65/2021 по частной жалобе ООО "Спарус" на определение судьи Калининградского областного суда от 29 декабря 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления ООО "Спарус" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с возложением обязанности по внесению сведений о новой кадастровой стоимости
установил:
27 декабря 2021 года ООО "Спарус" (далее также - общество) обратилось в Калининградский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:15:133301: N, площадью 12 352 кв.м, расположенного на ул. Ялтинская г. Калининграда, принадлежащего административному истцу на праве аренды. Требования мотивированы тем, что актом Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости" АОКС-39/2021/000061 от 7 июля 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 29 июня 2021 года в размере "данные изъяты" руб, что превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке ООО "НЦ "Балтэкспертиза" составляет "данные изъяты" руб.
Административный истец сослался на то, что вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 5 марта 2021 года по делу N 3а-56/2021 установлена кадастровая стоимость того же земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года в размере "данные изъяты" руб, что свидетельствует о существенном различии между установленной государственной кадастровой стоимостью участка и его рыночной стоимостью.
ООО "Спарус" указало, что существенное превышение установленной кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости нарушает право заявителя на исчисление арендной платы в экономически обоснованном размере.
Определением судьи Калининградского областного суда от 29 декабря 2021 года юридическому лицу отказано в принятии к производству административного искового заявления со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, представитель административного истца ООО "Спарус" подал частную жалобу, в которой просит его отменить, в обоснование доводов жалобы, указывая на то, что суд, отказывая в принятии административного искового заявления в связи с несоблюдением внесудебного порядка, установленного статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), не учел положения пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке. Поскольку с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калининградской области при ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости" (далее - Комиссия) до принятия постановления Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года N 754 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", устанавливающего 1 декабря 2021 года датой начала применения положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, рассмотрение данного заявления должно осуществляться судом по правилам статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с положениями части 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы в апелляционном порядке осуществляется без проведения судебного заседания судьей единолично.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материал административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, в том числе, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Спарус" является владельцем земельного участка с кадастровым номером 39:15:133301: N, расположенного на ул. Ялтинская г. Калининграда.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 29 июня 2019 года определена в размере "данные изъяты" руб.
28 октября 2021 года административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка. Решениями Комиссии от 22 ноября 2021 года N479 указанное заявление отклонено.
24 декабря 2021 года административный истец обратился в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, приложив отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО "НЦ "Балтэкспертиза" Сергиенко Г.А. от 26 октября 2021 года N Н-1200-2021.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение установленного на территории Калининградской области с 1 декабря 2021 года обязательного внесудебного порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренного статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24 Закона о государственной кадастровой оценке к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с данным федеральным законом или в соответствии с Законом об оценочной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года N 754 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Калининградской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
ООО "Спарус" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков после 1 декабря 2021 года без обращения в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости таких объектов недвижимости - ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости", что позволило суду первой инстанции прийти к выводу о том, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка административный истец обратился в Комиссию 28 октября 2021 года, то есть, до даты, установленной постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года N 754.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Таким образом, положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки, действующие в субъекте Российской Федерации с 1 декабря 2021 года, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка начата административным истцом до указанной даты.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось указанных в определении оснований для отказа в принятии административного иска.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Калининградского областного суда от 29 декабря 2021 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению ООО "Спарус" к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, направить в Калининградский областной суд для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационной суд общей юрисдикции.
Судья Ю.П. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.