Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Строменко И.С, с участием прокуроров Слободина С.А, Ковальской Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-79/2021 по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Курского областного суда от 27 сентября 2021 года об удовлетворении административных исковых требований Медведева Юрия Александровича о признании недействующими пунктов 2387, 1990 Перечня объектов недвижимости, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2020 года N 01.01-17/1030 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, заключение прокурора Ковальской Е.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2020 года N 01.01-17/1030, размещенным 30 декабря 2020 года на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области (http://imkursk.ru), утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Под пунктами 2387 и 1990 в Перечень на 2021 год включены нежилые помещения: с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", и с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Медведев Ю.А, являясь собственником указанных помещений, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований), в котором просил признать недействующими пункты 2387 и 1990 Перечня объектов недвижимости, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2020 года N 01.01-17/1030 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", ссылаясь на то, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Курского областного суда от 27 сентября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Курской области Куцак И.В. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о несоответствии нежилых помещений признакам, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, нежилое помещение с кадастровым номером N находится в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для административно-хозяйственной и торговой деятельности, для хозяйственной деятельности, для торговой деятельности". При этом в соответствии с техническим паспортом указанного спорного помещения, площадь торгового помещения составляет 60, 2% от площади всего помещения.
Нежилое помещение с кадастровым номером N находится в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для административной и производственно-хозяйственной деятельности". При этом в соответствии с техническим паспортом указанного спорного помещения, площадь торгового помещения составляет 56, 5% от площади всего помещения.
Таким образом, включение указанных нежилых помещений в Перечень являлось правомерным.
Кроме того, вывод суда об отсутствии оснований для включения нежилых помещений в Перечень на 2021 год противоречит вступившему в законную силу решению Курского областного суда от 8 февраля 2021 года по делу 3а-11/2021, принятому по административному иску Медведева Ю.А. о признании частично недействующими аналогичных перечней на 2019 и 2020 годы в отношении спорных помещений.
Административным истцом и участвующим в деле прокурором Белых В.А, принесены возражения на апелляционную жалобу.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 3.58, 5.1, 5.4 Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25 июня 2007 года N 286, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Законом Курской области от 10 сентября 2015 года N84-ЗКО "Об установлении единой даты начала применения на территории Курской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Курской области указанного порядка - с 1 января 2016 года.
Решением Курского городского собрания от 23 октября 2015 года N143-5-РС на территории муниципального образования "Город Курск" установлен налог на имущество физических лиц с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, расположенных в пределах муниципального образования "Город Курск" (п.1).
Подпунктом 2 пункта 2 решения установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно подпунктам 1 и 2 пунктам 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового и (или) торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1, пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такой объект, который отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, спорные нежилые помещения, ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
По делу установлено, что Медведеву Ю.А. на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером N.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование "Нежилое помещение. Производственное помещение", назначение "Нежилое", вид разрешенного использование "нежилое", площадью 102 кв.м, расположено на первом этаже здания с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес". Площадь данного здания 232, 7 кв.м, назначение нежилое, наименование - "административное здание", состоит из 2 этажей.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 10505 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "для административно - хозяйственной и торговой деятельности, для хозяйственной деятельности, для торговой деятельности".
Судом сделан верный вывод о том, что данные виды разрешенного использования земельного участка при установленной множественности бесспорно не предусматривают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту на домовладение по адресу: "адрес", составленному Курским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 8 февраля 2006 года, здание литер А-1, имеет наименование и назначение - административное; наименование и назначение объекта недвижимости с кадастровым номером N данный технический паспорт не содержит.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 45, 5 кв.м имеет наименование "Нежилое помещение. Административно - складское помещение", назначение "Нежилое", вид разрешенного использование "нежилое", расположено на 1 этаже (номера на поэтажном плане 3, 4, 4а, 4б, 39) здания с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес".
Здание с кадастровым номером N имеет площадь 3300 кв.м, назначение нежилое, наименование - "Производственное здание объединения "Курскагропромстрой", состоит из 5 этажей (в том числе подземный 1), в здании расположено 3 объекта недвижимости, в том числе помещение с кадастровым номером N.
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1969 кв.м, с видом разрешенного использования "для административной и производственно - хозяйственной деятельности". Данный вид разрешенного использования земельного участка безусловно не предусматривает размещение объектов, указанных в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту здания, составленному Курским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 24 февраля 2005 года, здание литер А имеет наименование и назначение - производственное здание объединения "Курскагропромстрой"; наименование и назначение объекта недвижимости с кадастровым номером N данный технический паспорт не содержит.
Здания, в которых расположены спорные помещения с кадастровыми номерами N и N, в Перечень на 2021 год как самостоятельные объекты не включались.
Документов технического учета (инвентаризации) в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, как самостоятельных объектов недвижимости, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Административный ответчик со ссылкой на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации полагает, что спорные помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (в технических паспортах от 8 февраля 2006 года и от 24 февраля 2005 года на здания, в которых расположены помещения) подлежали включению в Перечни как торговые объекты.
Как следует из технического паспорта на домовладение по адресу: "адрес", составленного по состоянию на 8 февраля 2006 года, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану комнаты и помещения, входящие в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N, имеют наименования: "торговое", "туалет", "подсобное", площадь части помещения с наименованием "торговое" (61, 4 кв.м) составляет 60, 2 % от общей площади помещения (102 кв.м).
Согласно данным технического паспорта на здание по адресу: "адрес", составленного по состоянию на 24 февраля 2005 года, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану комнаты и помещения, входящие в состав спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, имеют наименования: "торговое", "тамбур", "склад", "кабинет", из которых площадь части помещения с наименованием "торговое" (25, 7 кв.м) составляет 56, 5 % от общей площади помещения (45, 5 кв.м).
Судом обоснованно отклонена ссылка административного ответчика на сведения, содержащиеся в документах технического учета на здания ввиду их неактуальности.
Из технических паспортов на спорные помещения, составленные по состоянию на 15 февраля 2021 года следует, что в помещениях была выполнена перепланировка. При этом выполнение перепланировки и отсутствие в объектах помещений торгового назначения достоверно подтверждается актами обследования фактического использования спорных помещений от 23 октября 2020 года, составленными по обращениям Медведева Ю.А. о проведении повторного обследования объектов, включенных в Перечень 2020 года, в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 23 января 2018 года N 38-па.
В техническом паспорте на помещение по адресу: "адрес", составленном по состоянию на 15 февраля 2021 года назначение помещения указано как нежилое, наименование/назначение помещений - подсобное, туалет, кабинет, производственное.
Схема газоснабжения данного объекта отражает выполнение работ по газоснабжению производственного цеха в декабре 2017 года.
В акте обследования фактического использования данного помещения от 23 октября 2020 года отражено использование нежилого помещения площадью 102 кв.м под швейную мастерскую.
Согласно договору аренды от 26 декабря 2020 года названное помещение передано ИП Георгиеву А.Ю. в целях использования под производственное помещение (швейную мастерскую). В акте приема - передачи указано, что бытовые услуги в данном помещении населению не оказываются, как ателье помещение использованию не подлежит.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение по адресу: "адрес" назначение объекта указано как нежилое, наименование/назначение помещений - коридор, кабинет, складское.
В акте на данное помещение от 23 октября 2020 года указано, что нежилое помещение площадью 45, 5 кв.м используется под ломбард.
Согласно договору аренды от 29 декабря 2020 года, названное помещение передано в аренду в целях использования под административно-складское помещение для складирования и хранения предметов техники.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта приведенные сведения технической документации на здания в которых расположены спорные объекты недвижимости в совокупности с иными данными и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о наименовании, назначении данных нежилых помещений не позволяли однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N, что в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 26 октября 2018 года N 840-па (далее - Порядок), являлось основанием для проведения их обследования.
Так, в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 названного Порядка, вид фактического использования объектов недвижимости определяется комитетом по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) на основании материалов, полученных в результате осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Курской области (далее - мероприятия) и представленных в Комитет органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Курской области (далее - орган местного самоуправления), либо по его поручению подведомственным ему учреждением. Одной из форм указанных мероприятий является обследование объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.
В силу п.2.1 названного Порядка, вид фактического использования объектов недвижимости определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведений об использовании объектов недвижимости.
В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих проведение в соответствии с Порядком Комитетом по управлению имуществом мероприятий по обследованию нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечень на 2021 год.
Из объяснений административного ответчика следует, что в Перечни на 2021 год спорные нежилые помещения были включены на основании сведений, содержащихся документах технического учета.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, принимая во внимание предписания пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации о толковании всех неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика, пришел к правильному выводу о том, что при установленных обстоятельствах оснований для включения нежилых помещений в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества у административного ответчика не имелось.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Комитетом по управлению имуществом Курской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решение Курского областного суда от 8 февраля 2021 года по делу об оспаривании Перечней на 2019 и 2020 годы, выводов обжалуемого решения не опровергает, поскольку в удовлетворении иска было отказано ввиду внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в октябре 2020 года, то есть после утверждения Перечней на 2019 и 2020 годы.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.
Таким образом, решение Курского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курского областного суда от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.