Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО7 на вступившие в законную силу определение заместителя прокурора Алтайского края от 08 июля 2021г, решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 октября 2021г, решение Алтайского краевого суда от 20 декабря 2021г, вынесенные в отношении должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
определением заместителя прокурора Алтайского края от 08 июля 2021г отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по ст. 6.3 КоАП РФ на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 октября 2021г, оставленным без изменения решением Алтайского краевого суда от 20 декабря 2021г, определение заместителя прокурора Алтайского края от 08 июля 2021г, оставлено без изменения.
В жалобе ФИО8. просит определение и решения отменить, материалы направить на новое рассмотрение.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю не предоставили возражений относительно доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ)).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абз. 10 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 7 ФЗ N 103-ФЗ от 15.07.1995г "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Согласно статьи 23, 24 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995г "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Статьей 16 приведенного закона предусмотрено, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам (п.1).
В соответствии с подпунктом 1 статьи 36 названного закона, подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Приложением N 1 к Правилам предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны:
- соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711) и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (п.1);
Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды и т.п. (п.2).
Из материалов дела следует, что ФИО916.04.2021г обратился в прокуратуру Центрального района г. Барнаула с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с тем, что в камере N 10, в которой содержался заявитель, усматривалось наличие грязи в санузле, умывальнике, столе, полу.
04.05.2021г заявление ФИО10. направлено в прокуратуру Алтайского края в соответствии с п. 3.4 Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.01.2013 N 45.
Прокуратурой Алтайского края проведена проверка сведений, содержащихся в заявлении ФИО12, по результатам которой вынесено определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по ст. 6.3 КоАП РФ.
Не согласившись с названным определением, ФИО11. обжаловал его в суд.
При рассмотрении жалобы на определение заместителя прокурора Алтайского края от 08.07.2021г, суд пришел к выводу об обоснованности принятого прокурором решения.
Не согласиться с выводами суда при рассмотрении настоящей жалобы оснований не имеется, ввиду следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что в рамках проведенной прокуратурой проверки установлено, что 15.04.2021г ФИО13, за нарушение режима содержания был водворен в карцер N 10 режимного корпуса N 6. Санитарное состояние данного помещения находилось в удовлетворительном состоянии. Указанные обстоятельства подтверждены ответом врио начальника ФКУ СИЗО-1, объяснением ДПИСИ ФИО14, книгой дежурств по корпусному отделению N 6, справкой начальника дневной смены ОРН ФКУ СИЗО-1 ФИО16. Представленные доказательства получены с соблюдением требований действующего законодательства, каких-либо нарушений не установлено.
Доказательств, подтверждающих доводы ФИО17 о ненадлежащем санитарном состоянии названного помещения в материалы дела не представлено.
Суд обоснованно сделал вывод о том, что правовых оснований для отмены определения прокурора от 08.07.2021г не имеется. В возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю отказано за отсутствием состава правонарушения, в связи с чем определение прокурора является законным.
Доводы жалобы о том, что решение по делу было оглашено судом в отсутствие ФИО18 основанием к отмене принятых по делу актов не являются.
ФИО19 принимал участие в судебном заседании 07.10.2021г, давал пояснения относительно доводов жалобы на оспариваемое определение, не лишен был права представлять доказательства и пользоваться всеми правами, предусмотренными положениями ст. 25.2 КоАП РФ, (л.д. 15, 16-17). Однако после перерыва невозможно было проведение судебного заседания посредством видеоконференц-связи ввиду отсутствия технической возможности, в связи с чем решение суда было оглашено судом в отсутствие ФИО20. Изложенные обстоятельства не нарушают прав ФИО21, которому в установленном порядке была вручена копия решения Центрального районного суда г. Барнаула от 07.10.2021г. ФИО22. реализовал свое право на обжалование указанного решение в установленном законом порядке.
Доводы жалобы по сути направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, которым дана правильная оценка.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
определение заместителя прокурора Алтайского края от 08 июля 2021г об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 октября 2021г, решение Алтайского краевого суда от 20 декабря 2021г- оставить без изменения, жалобу ФИО24 - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.