Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора ТОГАДН по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФЫО Раднажапова С.З. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 07 октября 2021г, вынесенное в отношении ООО "Экоальянс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФО N 03-4517 от 11 июня 2021г, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 августа 2021г, ООО "Экоальянс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 07 октября 2021г постановление должностного лица и решение районного суда изменены, действия ООО "Экоальянс" переквалифицированы на ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе старший государственный инспектор ТОГАДН по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФО Раднажапов С.З. просит об отмене решения судьи Верховного Суда Республики Бурятия, полагая, что суд неправильно применил нормы процессуального права, настаивает на наличии в действиях ООО "Экоальянс" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
ООО "Экоальянс" представлены возражения на жалобу.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, возражений, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 27 мая 2021г следует, что 01 мая 2021г в 16:42 час на СПВК-1 (Республика Бурятия), расположенного на 443 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал", ООО "Экоальянс" допустило к движению тяжеловесное транспортное средство с превышением допустимой нагрузки на 2-ю ось автотранспортного средства марки МК-4554-06, государственный регистрационный знак N, на 24, 95%, без специального разрешения, чем нарушило установленные Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020г N 2200 (приложение N3).
Изложенное явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч.3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Рассматривая жалобу на принятые по делу постановление административного органа и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24.08.2021г, вышестоящий суд пришел к выводу о переквалификации действий ООО "Экоальянс" на ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе должностное лицо просит об отмене решения Верховного Суда Республики Бурятия, приводит доводы о том, что действия общества были правильно квалифицированы должностным лицом и районным судом при рассмотрении дела, оснований для переквалификации действий не имелось, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Однако по доводам жалобы решение судьи Верховного суда Республики Бурятия отменено быть не может ввиду следующего.
Согласно п.1 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 названного Закона крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом - предельно допустимая ширина всех транспортных средств составляет 2, 55 метра.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства утвержден приказом Минтранса России от 05.06.2019 N 167.
Согласно п. 3 названного Порядка специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
В специальном разрешении содержится следующая информация, в том числе: срок выполнения поездок; маршрут транспортного средства; сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)); характеристика груза (при наличии груза) (полное наименование, марка, модель, габариты, масса); параметры транспортного средства (автопоезда) - масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа), расстояние между осями, нагрузки на оси; габариты транспортного средства (автопоезда) - длина, ширина, высота.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о назначении административного наказания и решение районного суда, вышестоящий суд пришел к выводу о том, что по обстоятельствам настоящего дела следует, что перевозимый водителем общества груз, с превышением установленных осевых нагрузок на 24, 95%, являлся делимым, получение разрешения на который невозможно. В связи с установленными обстоятельствами суд переквалифицировал действия общества на ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, улучшив положение лица, привлеченного к ответственности.
Оспаривая обоснованность изменения квалификации действий общества, должностное лицо указало на необходимость квалификации действий лица, привлекаемого к ответственности по ч.3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает более строгое наказание, чем санкция ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Данная норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста с возвращением дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких оснований в рассматриваемом случае не усматривается.
Обсуждение вопроса о возможности квалификации действий ООО "Экоальянс" по иной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает более строгое наказание, недопустимо и ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 24 августа 2021г, вынесенное в отношении ООО "Экоальянс", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора ТОГАДН по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФО Раднажапова С.З- без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.