Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Виноградова Романа Александровича на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Томска от 27 сентября 2021 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Виноградова Романа Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 27 сентября 2021 г. индивидуальный предприниматель Виноградов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе Виноградов Р.А. просит об отмене постановления, ссылаясь на его незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за административное правонарушение, которым признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19)" постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 г. N156-ра в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции(COVID-19) с 18 марта 2020 г. на территории Томской области введен режим функционирования "повышенная готовность" для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области (далее РСЧС).
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 26 августа 2021 г. около 00 час. 17 мин. ИП Виноградов Р.А. в помещении "данные изъяты" по адресу г. Томск, ул. Интернационалистов, д. 31 не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, а именно в нарушение требований п.п 10 п. 7 10 п. 7 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 г. N156-ра осуществлял деятельность по предоставлению продуктов питания, безалкогольных и алкогольных напитков покупателям "данные изъяты" без согласования соответствующего уведомления.
Изложенное явилось основанием для привлечения ИП Виноградов Р.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Признавая ИП Виноградова Р.А. виновным в совершении вмененного административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о невыполнении лицом правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, выразившееся в осуществлении деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков без согласования соответствующего уведомления.
Однако с выводами судьи нельзя согласиться ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статья 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что Виноградову Р.А. вменяется нарушение подп. 10 п.7 Распоряжения администрации Томской области N 156-ра от 18 марта 2020г, выразившееся в осуществлении деятельности по предоставлению продуктов питания, безалкогольных и алкогольных напитков посетителям "данные изъяты" без согласования соответствующего разрешения. При этом в протоколе отсутствуют какие-либо сведения о том, какой конкретно вид деятельность осуществлялся ИП Виноградовым Р.А. и подлежал ли он такому согласованию. При рассмотрении дела судом также не были установлены данные обстоятельства, нормы материального права применены неправильно.
Так, в силу п. п. 10 п. 7 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 г. N156-ра постановлено, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приостановить деятельность находящихся на территории Томской области организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД2 56), за исключением деятельности, осуществляемой при условии согласования соответствующего уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 23 нас
Согласно п. 56 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014г (ОКВЭД2 56) деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков- эта группировка включает: услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без. Определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их представляющего.
Эта группировка не включает: производство продуктов питания, не предназначенных для непосредственного употребления на месте или полуфабрикатов, или готовых продуктов, которые не являются продуктами питания, см 10, 11; продажу продуктов несобственного производства, которые не являются продуктами питания, или не предназначены для употребления на месте, см раздел G.
В соответствии с пунктом 23 распоряжения администрации Томской области N 156-ра, руководители организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Томской области и не указанных в пункте 4 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", обязаны до начала осуществления деятельности направлять уведомления через сайт работа.томск.рф.
Пунктом 4, приведенного выше Указа предусмотрено, что меры, принимаемые в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, не распространяются на следующие организации (работодателей и их работников): организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости (подп.в).
Согласно выписки из ЕГРИП, Виноградов Р.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в неспециализированных магазинах, также перечислены виды дополнительной деятельности, (л.д.26-29).
Из объяснения лица, привлекаемого к ответственности следует, что магазин по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 31а осуществляет продажу продуктов питания и напитков, в том числе 26.08.2021г, (л.д.5).
Согласно представленных в материалы дела объяснений продавца магазина и свидетелей следует, что в магазине ведется продажа продуктов питания и напитков алкогольных и безалкогольных.
Таким образом, из материалов настоящего дела следует, что Виноградов Р.А. осуществлял торговлю продуктами питания и напитками "данные изъяты" при этом из представленных в материалы дела доказательств не следует, что Виноградов Р.А. 26.08.2021г осуществлял деятельность, на которую необходимо было получить согласование соответствующего уведомления, предусмотренное подп. 10 п.7 распоряжения администрации Томской области N 156-ра..
Изложенное в совокупности подтверждает недоказанность обстоятельств, на основании которых был вынесен обжалуемый судебный акт о привлечении заявителя к административной ответственности.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Томска от 27 сентября 2021 г, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Виноградова Романа Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Судья С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.