Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2021 г.
по административному делу N 22RS0011-02-2020-002678-64 (N 2а-55/2021) по административному исковому заявлению Кутькина Дмитрия Викторовича к Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кутькин Д.В. обратился с административным иском к Администрации города Рубцовска, в котором просил возложить на Администрацию г.Рубцовска обязанность:
- оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов напротив жилого дома "адрес", а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить освещение площадки в темное время суток;
- установить стенд с нанесением на нем информации способом, обеспечивающим ее механическую стойкость, о лице, на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров (бункеров) накопления отходов; контактном номере телефона указанного лица; номере контейнерной и/или бункерной площадки, где размещен контейнер(ы) и/или бункер(ы); графике вывоза отходов; виде отходов, которые, подлежат помещению в данный контейнер и/или бункер; адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и/или бункерную площадку; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и/или бункерной площадкой; наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона;
- обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки напротив жилого дома "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником квартиры "адрес". В настоящее время названный жилой дом обслуживает ООО "Управляющая компания "Светлова". На земельном участке напротив дома "адрес" расположена контейнерная площадка, на которой установлено 5 контейнеров для сбора мусора, территория площадки имеет ограждение металлическим профлистом, мусорные баки (контейнеры) переполнены. Вне контейнеров находятся отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки, елки) - свалка мусора размером примерно 10x20 м. К контейнерной площадке отсутствует подъезд с асфальтированным покрытием, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют. Администрация города Рубцовска обязана оборудовать место для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края Ротэ С.А. иск не признала.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 марта 2021 г. производство по делу в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки напротив жилого дома "адрес" прекращено в связи с отказом административного истца от иска в этой части.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 марта 2021г. административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
"Обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов, по адресу: "адрес", размещенную напротив дома "адрес", а именно, осуществить следующие работы: восстановление (замена) заполнения левого бокового ограждения секции, ближайшей к многоквартирному жилому дому "адрес", профилированными стальными листами; устройство по периметру исследуемой контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников); демонтаж покрытия исследуемой контейнерной площадки, выполненного из сборных железобетонных плит; устройство единого бетонного или асфальтобетонного покрытия (учитывая технологию опорожнения имеющихся мусоросборных контейнеров мусоровозной машиной) в пределах ограждения исследуемой контейнерной площадки, покрытия площадок для маневрирования мусоровозных машин с двух сторон перед исследуемой контейнерной площадкой и покрытия выездов на внутриквартальный проезд (размер площадок для маневрирования определить в соответствии с техническими характеристиками имеющихся мусоровозных машин); установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.; монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность - 10 Вт, световой поток - 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.; соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3x1, 5, 0, 6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0, 7 м).
Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами NN N, N, N, N, N, N, N, N по "адрес" и N N, N, N, N по "адрес", Администрацией города Рубцовска Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
Обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края обеспечить размещение на данной контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.
Установить срок исполнения до 01.06.2021 года.
Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу Кутькина Д.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ООО "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" оплату за проведение судебной строительно-технической экспертизы в сумме 16800 руб.".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2021 г. решение суда отменено в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов по адресу: "адрес", расположенной напротив многоквартирного жилого дома "адрес", ограждения из зеленых насаждений (кустарников). В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Уточнен абзац 4 резолютивной части решения: установлен срок исполнения до 30 октября 2021 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.
Администрация города Рубцовска Алтайского края 29 декабря 2021 г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 18 января 2022 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Рубцовска в полном объеме, а также приобщить к материалам дела постановление Администрации города Рубцовска от 27.07.2021 N, в связи с тем, что оно было принято после вынесения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Суды, удовлетворяя частично заявленные требования, исходили из наличия предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанностей по оборудованию контейнерной площадки для сбора мусора и бытовых отходов.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов о незаконном бездействии и с возложением судом на административного ответчика указанных обязанностей.
С доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, вступившим в силу 01 января 2019 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Согласно пунктам 2 и 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из содержания пункта 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24 июля 2017 года N 272, следует, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Из изложенных норм следует, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Согласно пункту 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, пункту 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В силу пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10 июня 2010 года N 64 (зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2010 года N 17833) (введено в действие с 15 августа 2010 года и утратило силу с 1 марта 2021 года), для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, применявшихся с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", признанных недействующими постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года N 42 "О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР", на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктами 3.7.4, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений; мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кутькин Д.В. является собственником квартиры "адрес".
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска, размещенному на официальном сайте Администрации города Рубцовска, собственником контейнерной площадки по адресу: "адрес".
Многоквартирный дом "адрес" был включен в перечень домов, жителями которых используется контейнерная площадка по адресу: "адрес". Данный дом был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО города Рубцовска на основании постановления Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года N 37 "Об исключении из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Рубцовска Алтайского края домов и их земельных участков".
При этом судами установлено, что жители вышеуказанного жилого дома продолжают фактически пользоваться данной контейнерной площадкой.
Согласно заключению N от 15 января 2021 года, составленному экспертами ООО "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы", указанная контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная напротив многоквартирного жилого дома "адрес", не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, а именно:
- конструкция ограждения исследуемой контейнерной площадки частично нарушает требования пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 3.7.4 МДК 2-03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", "Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых от-ходов" (левое боковое ограждение секции, ближайшей к многоквартирному дому "адрес", имеет механическое повреждение (вмятину) профилированных стальных листов; какие либо зеленые насаждения (кустарники) по периметру исследуемой контейнерной площадки отсутствуют, требуется - их наличие);
- конструкция покрытия исследуемой контейнерной площадки нарушает требования пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645?10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 3.7.4 МДК 2-03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", пункта 7.7 ГОСТ Р 56195-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", пункта 2.13 "Правила благоустройства города Рубцовска", "Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов" (покрытие исследуемой контейнерной площадки выполнено из сборных железобетонных плит, верхние поверхности указанных плит имеют перепады по высоте, какая-либо заделка зазоров между указанными плитами отсутствует, требуется - ровное водонепроницаемое (бетонное или асфальтное) покрытие);
- покрытие площадок для маневрирования мусоровозных машин с двух сторон перед исследуемой контейнерной площадкой и покрытие выездов на внутриквартальный проезд нарушает требование п. 3.7.5 МДК 2-03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (площадки для маневрирования мусоровозных машин с двух сторон перед исследуемой контейнерной площадкой и выезды на внутриквартальный проезд не имеют усовершенствованного покрытия, требуется - его наличия);
- освещение исследуемой контейнерной площадки нарушает требования пункта 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 7.5.4.1 СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП23-05-95*", пункта 3.7.1 МДК 2-03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (какое-либо освещение исследуемой контейнерной площадки отсутствует, требуется - его наличие, требуемая средняя горизонтальная освещенность на покрытии - не менее 2, 0 лк).
Для приведения контейнерной площадки, находящейся напротив многоквартирного жилого дома "адрес", в соответствие с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил необходимо выполнить следующие работы:
- восстановление (замена) заполнения левого бокового ограждения секции, ближайшей к многоквартирному жилому дому "адрес", профильными стальными листами;
- устройство по периметру исследуемой контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников);
- демонтаж покрытия исследуемой контейнерной площадки, выполненного из сборных железобетонных плит;
- устройство единого бетонного или асфальтобетонного покрытия (учитывая технологию опорожнения имеющихся мусоросборных контейнеров мусоровозной машиной) в пределах ограждения исследуемой контейнерной площадки, покрытия площадок для маневрирования мусоровозных машин с двух сторон перед исследуемой контейнерной площадкой и покрытия выездов на внутриквартальный проезд (размер площадок для маневрирования определить в соответствии с техническими характеристиками имеющихся мусоровозных машин);
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-Ю (потребляемая мощность - 10 Вт, световой поток - 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3x1, 5, 0, 6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0, 7 м).
Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами N N, N, N, N, N, N, N, N по "адрес" и N N, N, N, N по "адрес", администрацией города Рубцовска Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильным, основанным на нормах действующего законодательства, выводам о наличии оснований для частичного удовлетворения иска и возложении на административного ответчика обязанности по совершению действий по оборудованию контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, не входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно: на землях общего пользования муниципального образования - город Рубцовск.
Доводы жалобы об исключении жилого дома из реестра мест накопления ТКО были правомерно отклонены судами, поскольку данное обстоятельство не освобождает администрацию от исполнения соответствующей обязанности по оборудованию места (площадки) накопления ТКО и не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований жителей указанного жилого дома, которые продолжают фактически пользоваться этой контейнерной площадкой.
Ссылка заявителя на новые доказательства судебной коллегией не принимается, в их приобщении отказано, поскольку в полномочия суда кассационной инстанции исследование и оценка новых доказательств не входит.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции с учетом изменений, внесенных апелляционным определением, соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 марта 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 2 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.