Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Борзинский район", поданную 29 декабря 2021 года, на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2021 года
по административному делу N 2а-362/2019 по административному исковому заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Борзинский район" о признании бездействия незаконным и понуждении организовать создание и содержание на территории сельских поселений мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Самохиной М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борзинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района "Борзинский район" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер по созданию с 1 января 2019 года мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории сельских поселений муниципального района "Борзинский район"; обязании в срок до 1 сентября 2021 года создать на территории сельских поселений "Акурайское", "Биликтуйское", "Ключевское", "Кондуйское", "Курунзулайское", "Новоборзинское", "Переднебыркинское", "Приозерное", "Соловьевское", "Усть-Озерское", "Хада-Булакское", "Цаган-Олуйское", "Чиндантское", "Шоноктуйское", "Южное" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.
В обоснование заявленных требование указал, что прокуратурой проведен анализ соблюдения администрацией муниципального района "Борзинский район" законодательства в сфере обращения с ТКО. Установлено, что администрацией района не приняты достаточные меры к переходу на новую систему обращения с отходами и как следствие, не организовано надлежащее функционирование с 1 января 2019 года мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. 14 января 2021 года в адрес и.о. главы муниципального района "Борзинский район" внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Непринятие администрацией надлежащих мер к созданию и содержанию на территории 15 сельских поселений мест (площадок) накопления ТКО, бесконтрольное накопление коммунальных отходов вне специально оборудованных мест, влечет угрозу причинения вреда окружающей среде вследствие несоблюдения предусмотренных природоохранным законодательством требований к порядку накопления отходов, а также захламление территории муниципального образования отходами. Бездействием органа местного самоуправления ущемляются права граждан и интересы Российской Федерации на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Олерон+" Министерство природных ресурсов Забайкальского края, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю.
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 29 декабря 2021 года, администрация муниципального района "Борзинский район" ставит вопрос об отмене решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2021 года с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Согласно пункта 15 главы II СанПиН допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках. Считает, что судами не принято во внимание, что собственники жилого дома или части жилого дома обязаны самостоятельно обеспечивать обращение с ТКО, собирая мусор в мешки на территории своего дома (до вывоза региональным оператором), без накопления на контейнерных площадках. В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края N 430 от 05 ноября 2019, утвердившего Территориальную схему обращения с отходами предусмотрен мешковый вид сбора ТКО.
На кассационную жалобу представлены возражения прокуратуры Забайкальского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Территориальной схемой обращения с отходами Забайкальского края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 года N 430, для большинства населенных пунктов Забайкальского края предусмотрена бестарная система накопления ТКО сбор накопленных ТКО населением в мешки. Вывоз ТКО при такой системе накопления ТКО осуществляется специализированной техникой путем заезда мусоровозов к определенному месту в установленные дни и часы (по утвержденным графикам по каждому населенному пункту).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 N409 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Забайкальского края.
Потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой (пункт 8 постановления Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 409).
Согласно пункту 9 постановления Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 N 409 на территории Забайкальского края накопление ТКО осуществляется следующими способами:
- накопление ТКО в многоквартирных домах (далее - в мусоропроводах и мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- складирование ТКО в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная система накопления).
Решением Совета муниципального района "Борзинский район" Забайкальского края от 21 декабря 2018 года N 37 утверждено Положение об участии в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района "Борзинский район".
В соответствии с пунктом 5.1 указанного Положения закреплено, что система удаления ТКО -бесконтейнерная (мешковый сбор).
В секторе индивидуальной жилой застройки на территории населенных пунктов в сельских поселениях "Акурайское", "Биликтуйское", "Ключевское", "Кондуйское", "Курунзулайское", "Новоборзинское", "Переднебыркинское", "Приозерное", "Соловьевское", "Усть-Озерское", "Хада-Булакское", "Цаган-Олуйское", "Чиндантское", "Шоноктуйское", "Южное" до настоящего времени не созданы места накопления ТКО (контейнерные площадки, бункеры-накопители), отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами.
14.01.2021 в адрес и.о. главы муниципального района "Борзинский район" внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений муниципального района "Борзинский район", отвечающие требованиям Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N1039, не созданы, в связи с чем жители сельских поселений складируют коммунальные отходы в неустановленных для этого местах, что создает угрозу для жизни и здоровья людей.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами административного ответчика, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
Положениями пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статья 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 8, 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее- Правила N1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской, Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что администрация муниципального района "Борзинский район" является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, однако места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений муниципального района "Борзинский район", отвечающие требованиям законодательства, не созданы, в связи с чем жители сельских поселений складируют коммунальные отходы в неустановленных для этого местах, что создает угрозу для жизни и здоровья людей.
Доводы, изложенные административным ответчиком в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана фактическая и правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
При этом суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что такой способ накопления ТКО как помешковой сбор ТКО предусмотрен СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N3. При этом, согласно пункту 216, указанных Санитарных правил накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Вопреки доводам жалобы фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.