Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Баяндаевский район", поданную 28 декабря 2021 года, на решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021 года
по административному делу N 2а-2/2021 по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Баяндаевский район" о признании свалки несанкционированной, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, ликвидировать путем очистки несанкционированные свалки, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Баяндаевского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Баяндаевский район" о возложении на администрацию МО "Баяндаевский район" обязанности организовать ликвидацию свалки отходов производства и потребления на земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала N, на территории муниципального образования "Тургеневка" в координатах: N N N, N (площадью захламления 19 819 кв.м.); в координатах N N N N (площадью захламления 3382, 2 кв.м.); в координатах N, N N N (площадью захламления 33 кв.м.) путем очистки территории в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО "Тургеневка" Баяндаевского района выявлены свалки бытовых отходов. Земельные участки, на которых они размещены, не предназначены для этих целей, а потому свалки являются несанкционированными. Собственников отходов не установлено, земельные участки, на которых обнаружены свалки, не поставлены на кадастровый учет в ЕГРН, сведения о правообладателях в ЕГРН отсутствуют. Поскольку собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В данном случае обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возлагается на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки создает угрозу причинения вреда окружающей среде и ущемляет права и законные интересы жителей района на санитарно-эпидемиологическую безопасность
К участию в деле в качестве заинтересованных лицах привлечены общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск"), служба государственного экологического надзора Иркутской области (далее - служба Госэконадзора Иркутской области), министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, администрация муниципального образования "Тургеневка".
Решением Баяндаевского районного суда Иркутской области от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 28 декабря 2021 года, МО "Баяндаевский район" ставит вопрос об отмене решения Баяндаевского районного суда Иркутской области от 25 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021 года с направлением дела на новое рассмотрение, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на территории муниципального образования "Тургеневка", относится к полномочиям данного муниципального образования.
На кассационную жалобу представлены возражения прокуратуры Иркутской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе прокурорской проверки выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов (пакеты, бутылки, иной мусор) на земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала N, на территории муниципального образования "Тургеневка" в координатах: N N N N (площадью захламления 19819 кв.м.); 2) в координатах N N N N (площадью захламления 3382, 2 кв.м.); З) в координатах N N N N (площадью захламления 33 кв.м.). Результаты осмотра подтверждены фотосъемкой.
Земельному участку, расположенному в местности "адрес", площадью 14000 кв.м, на котором обнаружена несанкционированная свалка N N N N), администрацией сельского поселения Тургеневка присвоен адрес: "адрес" и под этим адресом он поставлен в ЕГРН на кадастровый учет с кадастровым номером N
Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в территориальной схеме обращения с отходами в Иркутской области, утв. Приказом Министерства от 29 декабря 2017 г. N 43-мпр включена несанкционированная свалка, расположенная на территории муниципального образования "Тургеневка", площадью 1, 9 га, объемом накопленных отходов 1000 куб.м, кадастровый номер не указан.
Из объяснений представителей МО "Тургеневка" и МО "Баяндаевский район" следует, что в территориальную схему включена свалка, расположенная на земельном участке, которому присвоен кадастровый номер N. Указанный земельный участок был предварительно согласован для передачи в собственность МО "Тургеневка" для временного размещения бытовых отходов, однако, передача в собственность сельского поселения не состоялась по причине размещения на нем несанкционированной свалки.
Остальные земельные участки, на которых обнаружены свалки (в координатах N N N N (площадью захламления 3382, 2 кв.м.); 3) в координатах N N N, N (площадью захламления 33 кв.м), на которых расположены бывшие силосные ямы, заполненные бытовыми отходами, собственников также не имеют, на кадастровый учет в ЕГРН не поставлены, в аренду не предоставлялись, находятся также в границах муниципального образования "Тургеневка", в состав лесного фонда Российской Федерации не входят. Доказательств, позволяющих определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки производственных отходов приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования "Баяндаевский район", нарушает действующее природоохранное законодательство, законодательство об отходах производства и потребления, и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые гарантируют право каждого на благоприятную окружающую среду, документы, позволяющие определить собственника отходов отсутствуют, в связи с чем возложил обязанность на администрацию муниципального образования "Баяндаевский район" по ее ликвидации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами административного ответчика, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на земельных участках в указанных прокурором координатах.
Доводы кассационной жалобы об обратном не свидетельствуют.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что администрация не является надлежащим административным ответчиком по делу, отклоняются судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, как несостоятельные.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории сельского поселения
муниципального образования "Баяндаевский район", возложение обязанности по ликвидации указанной свалки на администрацию муниципального образования "Баяндаевский район", которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки должна быть возложена на иных лиц, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, направлены на переоценку установленных обстоятельства, ввиду чего не могут быть приняты во внимание.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.