Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское", поданную 17 января 2022 года, на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 ноября 2021 года
по административному делу N 2а-319/2021 по административному исковому заявлению прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское", администрации муниципального образования "Мухоршибирский район" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" (далее - администрация МО СП "Шаралдайское"), администрации муниципального образования "Мухоршибирский район" (далее - администрация МО "Мухоршибирский район") о признании незаконным бездействия по невыполнению первичных мер пожарной безопасности; обязании в срок, не позднее 15 суток с момента вступления решения в законную силу выполнить первичные меры пожарной безопасности, а именно: разработать и утвердить муниципальную целевую программу МО СП "Шаралдайское" по вопросам обеспечения пожарной безопасности; создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов МО СП "Шаралдайское; обеспечить территории общего пользования МО СП "Шаралдайское" (в том числе площади, улицы, проезды, скверы, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории поселения; обеспечить исправное состояние пожарного автомобиля марки "ЗИЛ" с государственным регистрационным знаком N обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности поселения; обеспечить системы оповещения населения и Государствнной противопожарной службы о пожаре в "адрес" МО СП "Шаралдайское".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с главным государственным инспектором Мухоршибирского района по пожарному надзору в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, допущенные администрацией МО СП "Шаралдайское".
Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации МО СП "Шаралдайское" по невыполнению первичных мер пожарной безопасности. Возложена обязанность на администрацию МО СП "Шаралдайское" в срок не позднее 15 суток с момента вступления решения суда в законную силу выполнить первичные меры пожарной безопасности: -создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов МО СП "Шаралдайское"; - обеспечить территории общего пользования МО СП "Шаралдайское" (в том числе площади, улицы, проезды, скверы, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории МО СП "Шаралдайское"; - обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности МО СП "Шаралдайское"; - обеспечить системы оповещения населения и Государственной противопожарной службы о пожаре в с. Шаралдай муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское". В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. В удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования "Мухоршибирский район" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 ноября 2021 года принят отказ административного истца от требований осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское"; обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское"; обеспечить системы оповещения населения и Государственной противопожарной службы о пожаре в "адрес" муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" следовательно, в данной части решение суда первой инстанции отменено, производство в данной части прекращено. Изменен срок исполнения решения суда. Возложена обязанность на администрацию МО СП "Шаралдайское" выполнить первичные меры пожарной безопасности: создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" в срок до 1 апреля 2022 года; обеспечить территории общего пользования муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" (в том числе площади, скверы, улицы, проезды, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в срок до 27 декабря 2021 года. В остальной части решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной 17 января 2022 года, администрация МО СП "Шаралдайское" ставит вопрос об отмене решения Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 ноября 2021 года, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что возложенные на ответчика обязательства являются невыполнимыми, поскольку органы местного самоуправления сельского поселения не решают вопросы, связанные с профилактикой и ликвидацией последствий ЧС, в бюджете нет резервного фонда и фонда ЧС. Кроме того, обращает внимание, что создать минерализованные полосы можно будет только в середине апреля. Полагает, что законодательно орган местного самоуправления сельского поселения не определен как орган, осуществляющий создание (обновление) противопожарных минерализованных полос, поскольку не относятся к первичным мерам пожарной безопасности. Полагает, что не рассмотрен вопрос финансового обеспечения сельского поселения исполнения данной обязанности. Выражает несогласие с выводами судов относительно обеспечения первичными средствами пожаротушения мест общего пользования в границах сельского поселения, полагает, что из акта проверки не ясно о каких местах общего пользования идет речь.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района совместно со специалистом отдела МЧС России по Мухоршибирскому району проведена проверка исполнения законодательства в сфере подготовки населенных пунктов к пожароопасному периоду администрацией МО СП "Шаралдайское", в результате которой, наряду с иными нарушениями, было выявлен факт несоответствия имеющейся минерализованной полосы вокруг населенного пункта требуемому размеру, то есть менее 10 метров.
Согласно акту о результатах проверки от 18 мая 2021 года выявлены нарушения в том числе, что не созданы минерализованные полосы не менее 10 метров, а также то, что территории общего пользования поселения не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Установленные проверкой факты подтверждаются фототаблицами и никем не оспариваются.
16 марта 2021 года на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО "Мухоршибирский район" главам сельских поселений, включая ФИО1 указано- произвести обновление имеющихся минерализованных полос, поскольку минерализованная противопожарная полоса в населенном пункте "адрес" составляет от 3 до 8 метров шириной.
Из представленных распоряжений администрации МО "Мухоршибирский район" и платежных поручений, исследованных судом первой инстанции следует, что для осуществления данной работы выделены денежные средства.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации МО СП "Шаралдайское" по невыполнению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Суд апелляционной инстанции, прекратив производство по делу в части заявленных требований в связи с отказом от иска прокурора, согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности, изменив срок исполнения решения суда, в части создания противопожарных минерализованных полос на границе лесных участков с территорией населенных пунктов муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" в срок до 1 апреля 2022 года и обеспечения территории общего пользования муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" (в том числе площади, скверы, улицы, проезды, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в срок до 27 декабря 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N131-ФЗ об обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее- Федеральный закон N69-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности -реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов наряду с иными, в том числе: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (статья 19 Федерального закона N69-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N123- ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона N123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. N1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 08.04.2021 N357 "О начале пожароопасного сезона" в лесах Мухоршибирского лесничества Республики Бурятия начало противопожарного сезона установлено - 9 апреля 2021 года.
Согласно пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Учитывая изложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о наличии бездействия органа местного самоуправления в части создания противопожарных минерализованных полос на границе лесных участков с территорией населенных пунктов и обеспечения территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем и возложении соответствующей обязанности являются правильными.
При этом суды правомерно исходили из того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям сельского поселения, лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения является орган местного самоуправления, пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
Доводы заявителя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки доводам административного ответчика проверкой установлено, что первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем не обеспечены места общего пользования - площади, скверы, улицы, проезды, бульвары.
Не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности неопределенного круга лиц отсутствие финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы административного ответчика, приведенные в возражениях на административный иск и апелляционной жалобе. Данные доводы являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Содержание жалобы, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установленных судами обстоятельств по делу. Однако суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела; предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.