Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации Алзамайского муниципального образования, поданную 17 января 2022 года, на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 сентября 2021 года
по административному делу N 2а-17/2021 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алзамайского муниципального образования об обязании обустроить тротуары, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Афонина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Алзамайского муниципального образования об обязании в срок до 1 июня 2024 года обустроить тротуары вдоль "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Алзамайского муниципального образования законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлено, что автомобильная дорога по "адрес" на всем протяжении имеет дефекты покрытия в виде отдельных повреждений дорожного покрытия, выбоин, проломов, нарушена целостность профиля. В соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги общего пользования местного значения "адрес" имеет твердое покрытие, однако, тротуары отсутствуют. По выявленным нарушениям главе Алзамайского муниципального образования 13 июля 2020 года внесено представление об устранении нарушений законодательства. В ответе на представление администрация Алзамайского муниципального образования ссылается на то, что автомобильная дорога по "адрес" относится к V категории, в связи с чем, обустройство тротуаров на данной дороге не является обязательным. Все указанные нарушения требований законодательства затрагивают права неопределенного круга лиц, поскольку препятствуют предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, ставят в незащищенное состояние личность и имущество неопределенного круга лиц.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 сентября 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 17 января 2022 года, администрация Алзамайского муниципального образования ставит вопрос об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 сентября 2021 года с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что суды дали неверную оценку представленным доказательствам, не выяснили обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, не приняли во внимание пояснения ответчика о том, что комплекс работ по обустройству тротуаров относится к реконструкции автомобильных дорог, при это необходимо устройство ливневой канализации и ее проектирование, а также разработка проектной документации при реконструкции дороги. Считает, что прокурором не доказана необходимость и техническая возможность обустройства тротуара вдоль улицы Трактовая с учетом расположения автодороги и коммуникаций в предложенный им срок. Полагает, что содержание спорной дороги ответчиком не нарушено. Судами не учтена стоимость работ по реконструкции дорог и отсутствия на указанные цели финансирования в настоящее время. Понуждение ответчика к выполнению работ по конкретной дороге в нарушение установленных Долгосрочным планом сроков, является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что что автомобильная дорога, расположенная на территории Алзамайского муниципального образования "адрес" включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенном пункте, расположенном на территории Алзамайского муниципального образования, и относится к числу дорог общего пользования местного значения.
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги общего пользования местного значения в "адрес" утвержденному главой Алзамайского муниципального образования 15 мая 2020 года, вышеуказанная автомобильная дорога протяженностью 2, 550 км, имеет V категорию дороги, среднесуточная интенсивность движения (авт./сут.) в 2020 году - 150.
В ходе проведенной Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения администрацией Алзамайского муниципального образования законодательства о безопасности дорожного движения, состояния дорог выявлены следующие нарушения: "адрес" тротуары отсутствуют в нарушение требований п.4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением начальника ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району от 10 июня 2020 года N 58/25-9757 на имя прокурора Нижнеудинской межрайонной прокуратуры, согласно которому на территории города Алзамая Нижнеудинского района постоянно фиксируются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожных сетей и подтверждаются актами о выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии, в виде: отсутствия тротуаров в местах, где они должны быть, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". До настоящего времени надлежащих мер по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения на "адрес" не принято, что негативно сказывается на безопасность дорожного движения и не отвечает требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Указанные в информационном письмо сведения в судебном заседании подтвердил врио начальника ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району капитан полиции ФИО1 который суду пояснил, что с начала года в "адрес" произошло два ДТП, в которых погибло два человека.
13 июля 2020 года в адрес главы Алзамайского муниципального образования межрайонным прокурором внесено предписание об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения которого главой Алзамайского муниципального образования дан ответ от 13 июля 2020 года, согласно которому все вышеуказанные мероприятия запланированы на 2037 год, считают, что нарушений не имеется, так как некоторые виды работ требуют подготовки, наличия финансовых средств и определенное время исполнения, обустройство тротуаров V категории дорог не обязательно по ГОСТу Р 52766-2007, следовательно, требования пункта 4.5 ГОСТа Р 52766-2007 не нарушены.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что дорога на "адрес" является дорогой общего пользования местного значения, проходит в границах населенного пункта, имеет твердое покрытие, следовательно, должна быть обустроена тротуарами, необходимость в тротуаре в данном случае обусловлена дорожной ситуацией.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами Федерального закона N 196-ФЗ являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2016 года N 14-П, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
Законодательную основу регулирования отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, образует Федеральный закон от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ), целью которого является в том числе определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства и муниципальных образований (часть 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2).
Статьей 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
"ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с (далее - улиц), устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Изменение N 2 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утв. Приказом Росстандарта от 15 апреля 2020 года N 163-ст, введено в действие с 1 июля 2020 года и где подпункт 4.5.1.1 изложен в новой редакции: Тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Согласно требованиям пунктов 4.5.1.2 и 4.5.1.3. ГОСТа Р-52766-2007 в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" далее- Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Устава Алзамайского муниципального образования дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения Алзамайского городского поселения.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, исходя из того, что обстоятельства свидетельствующие но несоответствии спорной автомобильной дороги предъявляемым требованиям, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, сторонами по существу выявленных нарушений не оспаривались, доказательств, опровергающих сведения о выявленных нарушениях либо об исполнении обязательств по их устранению не представлено, в результате непринятии мер по организации дорожного движения, нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Доводы административного ответчика об отсутствии необходимости в обустройстве тротуара вдоль улицы Трактовая были предметом рассмотрения судов, им дана фактическая и правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Работы по устройству недостающих тротуаров, как элементов обустройства автомобильных дорог соответствующей фактической категории относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, отсутствие финансовой возможности муниципального образования в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями.
Возложение судами обязанности оборудовать участок вдоль дороги по улице Трактовой тротуаром является следствием выявленных нарушений в обеспечении безопасности дорожного движения на спорном участке дороги.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящим судом обстоятельств по делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене судебного постановления, предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.