Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-282/2021 (УИД 04RS0016-01-2021-000490-89) по иску Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия об обязании устранить допущенные нарушения, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2021 г.
по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бурятский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия, ответчик), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее по тексту - УФСИН России по Республике Бурятия, ответчик) об обязании устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки Бурятской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
17 сентября 2020 г. в адрес врио начальника ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия внесено представление об устранении нарушений требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положений Приложения N 2 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512, однако оно не исполнено.
Проверкой установлено, что в общежитиях отрядов N блок " N", N блок " N", N блок " N" отсутствуют: комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнат быта, постирочные и сушилки; в комнатах для умывания общежитий - подставки для чистки обуви.
В спальных помещениях отсутствуют: отряда N блока " N" - занавески на 11 окнах, карнизы на 6 окнах, бак для воды с кружкой и тазом; отряда N блок " N" - занавеска на одном окне, карнизы на 2 окнах; отряда N блока " N" - стол прямоугольный, бак для питьевой воды с кружкой и тазом.
Помещения комнат отдыха всех отрядов не оборудованы столом однотумбовым, столами 2-местными аудиторными или классными с двумя табуретами, шкафом книжным, доской классной и репродуктором. В комнате отдыха отряда N блок " N" нет занавески на окне, в отряде N блок " N" нет стула полумягкого и тумбочки.
В камерах хранения личных вещей повседневного использования отрядов N блок " N", N блок " N" отсутствуют вешалки настенные на 3-5 крючков, в помещениях гардеробных всех отрядов не имеется зеркал настенных, в комнате для умывания отряда N блок " N" - вешалки настенной для полотенец.
Комната ожидания не оборудована санитарным узлом, в комнате краткосрочных свиданий нет настенных часов, типовых кабин из расчета 2-3 кабины на 100 человек, вместо них имеется одна общая кабина для осужденных на 3 переговорных устройства и общая кабина для посетителей без перегородок.
При рассмотрении данного дела ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия проведен ряд мероприятий для устранения выявленных нарушений, в связи с чем истец отказался от части заявленных требований.
Судом принят отказ истца от требований в части возложения на ответчиков обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу оборудовать: помещения комнат отдыха общежитий отрядов N блок " N", N блок " N", N блок " N" табуретами, досками классными, репродукторами; помещения гардеробных - зеркалами настенными; комнаты для умывания - подставками для чистки обуви; окна в спальных помещениях общежитий отрядов N блок "А", N блок "Б", N блок "А" - занавесками и карнизами; спальное помещение общежития отряда N блок " N" - баком для воды с кружкой и тазом; спальное помещение общежития отряда N блока " N" - столом прямоугольным, баком для питьевой воды с кружкой и тазом; комнату отдыха общежития отряда N блок " N" - занавесками на окне; комнату отдыха общежития отряда N блок " N" - стулом полумягким и тумбочкой; камеры хранения личных вещей повседневного использования общежитий отрядов N блок " N", N блок " N" - вешалками настенными на 3-5 крючков; комнату для умывания отряда N блок " N" - вешалкой настенной для полотенец; комнату краткосрочных свиданий - часами настенными, типовыми кабинами.
Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 N 2021 г. иск Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворен, признано незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия по не устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, содержащихся в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия, на ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу оборудовать и поставить на балансовый учет помещения комнат отдыха общежитий отрядов N блок " N", N блок " N", N блок " N" столами однотумбовыми, столами 2-местными аудиторными или классными, шкафами книжными, кроме того на УФСИН России по Республике Бурятия возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести доведение бюджетных ассигнований ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия для оборудования помещений учреждения в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2021 г. решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УФСИН России по Республике Бурятия и ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия просят отменить решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2021 г.
Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Республики Бурятия представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, возражениях на кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в ходе проверки Бурятской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
17 сентября 2020 г. Бурятским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес врио начальника ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
В настоящее время осталось не исполненным требование об оборудовании помещений комнат отдыха всех отрядов столами однотумбовыми, столами 2-местными аудиторными или классными, шкафами книжными.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики не обеспечили помещения комнат отдыха общежитий отрядов N блок " N", N блок " N", N блок " N" необходимой мебелью согласно нормативам, что УФСИН России по Республике Бурятия обладает необходимыми полномочиями по доведению бюджетных ассигнований ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия для оборудования помещений исправительного учреждения в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснование.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее по тексту - Приказ ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512) утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2).
В соответствии с пунктом 4 Приложения 6 Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 инвентарные предметы, сроки эксплуатации которых истекли, но по своему качественному состоянию годны для дальнейшего использования, с учета не списываются и находятся в эксплуатации до полного износа.
Вопреки доводам кассационных жалоб, судебные инстанции, принимая во внимание пояснения представителей ответчиков, согласно которым срок эксплуатации переданного имущества в настоящее время истек, техническое заключение по его пригодности для дальнейшего использования отсутствует, учитывая, что ответчиками не представлены доказательства, что имеющиеся в наличии в исправительном учреждении столы и книжные шкафы с истекшим сроком эксплуатации пригодны для дальнейшего использования, а представленные ими фотоснимки не могут достоверно свидетельствовать об этом, пришли к обоснованному выводу, что указанное нарушение, выявленное прокурорской проверкой, ответчиками не устранено, в связи с чем обоснованно удовлетворили требование истца в этой части.
Являются несостоятельными доводы кассационных жалоб о том, что возложение на УФСИН России по Республике Бурятия обязанности по доведению бюджетных ассигнований ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия для оборудования помещений исправительного учреждения в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 является неправомерным, поскольку функции главного распорядителя бюджетных средств осуществляет ФСИН России.
В соответствии с Уставом ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия является лечебным исправительным учреждением для содержания, амбулаторного и стационарного лечения осужденных, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний, учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В свою очередь, УФСИН России по Республике Бурятия является территориальным органом ФСИН России и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по отношению к ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия в его полномочия входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (пункт 4.3 Устава).
Таким образом, при недостаточности средств в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия для оборудования помещений исправительного учреждения в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512, именно УФСИН России по Республике Бурятия обязано осуществлять функцию по доведению бюджетных ассигнований до необходимого уровня.
Возложение на УФСИН России по Республике Бурятия данной обязанности не может расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, так как предметом исковых требований является возложение обязанности устранить нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регламентирующего материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
В целом доводы кассационных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, эти доводы повторяют позицию ответчиков, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчиков, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационных жалоб фактически направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, тогда как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.