Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-885/2021 (УИД N 26OS0000-04-2021-000573-13) по апелляционной жалобе Семыкиной Инны Сергеевны, апелляционному представлению прокурора на решение Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2021 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Семыкиной Инны Сергеевны об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г. (далее также - перечень на 2019 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом N 767 здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.
Семыкина И.С, являющаяся собственником указанного здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании указанного пункта перечня объектов недвижимого имущества недействующим, ссылаясь на противоречие этой нормы положениям статьи 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований указано на то, что здание с назначением "Жилое" и наименованием "Жилой дом с магазином" не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение здания в перечень нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Михайлов А.А. поддержал заявленные Семыкиной И.С. требования в полном объеме.
Прокурор Ледовская Н.В, представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарова С.Н, представитель государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Пустовойт О.И. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Решением Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2021 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечень спорного объекта.
В апелляционном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения судом норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении иска в связи с отсутствием правовых оснований для включения в перечень жилого здания.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Кондрашова И.В. поддержала апелляционное представление прокурора, ссылаясь на незаконность решения суда.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильного применения норм материального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения нежилого здания в оспариваемый перечень на 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции не соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Решением Думы Изобильненского городского округа Ставропольского края от 17 ноября 2017 г. N 59 "О налоге на имущество физических лиц на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края" на территории Изобильненского округа Ставропольского края установлен и введен налог на имущество физических лиц с 1 января 2018 г.
Согласно пункту 2 данного решения налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Подпунктом 3.1.1. данного решения установлена налоговая ставка налога на имущество, при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которого не превышает 300 миллионов рублей: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат - 0, 3 процента.
В отношении объектов налогообложения, в том числе, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов исходя из кадастровой стоимости (подпункт 3.2.).
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Отказывая в удовлетворении административного иска об оспаривании перечней, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, отвечающего критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, как здания, предназначенного для использования в целях размещения торговых объектов, при этом назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
Двухэтажное здание с назначением "Жилое" с наименованием "Жилой дом с магазином" с кадастровым номером N, площадью 395, 8 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", находится на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", по вышеуказанному адресу. Собственником данных объектов является Семыкина И.С.
Вид разрешенного использования земельного участка является однозначно определенным и не предусматривает размещение помещений делового, административного и коммерческого назначения.
Из материалов административного дела следует, что здание включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, исходя из сведений о назначении, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) о предназначении здания, отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту жилого дома с наименованием "Объект индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: "адрес", составленному филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по Ставропольскому краю (отделение "Северное") по состоянию на 17 ноября 2008 г, жилой дом, площадью 395, 8 кв. м, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану состоит, в том числе, из торговых залов, площадью 71, 7 кв. м и 102, 0 кв. м, что составляет 43, 88 процентов от общей площади всего жилого дома.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение.
Согласно части 3, пункту 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке. Назначение здания определяется как нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 НК РФ, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Между тем, как следует из материалов административного дела, принадлежащее Семыкиной И.С. здание, является жилым домом в блоке с магазином.
То обстоятельство, что жилой дом зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости с наименованием "Жилой дом с магазином" не должно приводить к нарушению прав административного истца на уплату законно установленного и справедливого налога на имущество.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что здание состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
То обстоятельство, что из технического паспорта следует, что здание помимо помещений с назначением: "жилая", "лоджия", "ванная", "туалет", "кабинет", "коридор", "гараж", "подсобное помещение, включает также торговые залы, которые возведены в одно время с жилым домом, расположены на едином фундаменте, имеют одну общую капитальную стену, для правильного разрешения заявленных требований не имеет правового значения, поскольку принадлежащий административному истцу торговый объект не является отдельно стоящим нежилым зданием, а входит в состав жилого дома.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем доказательства, подтверждающие, что спорное здание является нежилым, административным ответчиком в материалы административного дела не представлены.
Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие соответствие спорного здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения принадлежащего административному истцу здания в перечни объектов недвижимого имущества, судебный акт об отказе в признании недействующей оспариваемой нормы является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт перечня объектов недвижимого имущества недействующим со дня его принятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2021 г. отменить, принять новое решение, которым административный иск Семыкиной Инны Сергеевны удовлетворить.
Пункт N 767 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985, признать недействующим со дня принятия указанного приказа.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю а также опубликованию в официальном печатном издании министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.