Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Печуриной Ю.А, судей Фомина М.В, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-830/2021 (УИД N) по административному исковому заявлению ООО "Гирей-Сахар" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Гирей-Сахар" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вне населенных пунктов пересечения автодороги "адрес" и железной дороги по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости 5 842 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости над его рыночной стоимостью приводит к завышенному размеру уплачиваемого налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2021 года заявленные требования административного истца удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости - 234 000 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости земельного участка произведено на основании и в соответствии с действующим законодательством, нарушение прав административного истца не доказано. В дополнениях к апелляционной жалобе указал, что при определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в рамках судебной оценочной экспертизы экспертом были допущены существенные нарушения норм действующего законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Погосян Ю.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2021 года, вынести по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.
На основании части 1 статьи 18 N ФЗ-237 "О государственной кадастровой оценке", для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 318 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в 2019 году на территории Краснодарского края проведена государственная кадастровая оценка земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения (приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15 марта 2018 года N 481 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2019 и 2020 годах").
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вне населенных пунктов пересечения автодороги "адрес" и железной дороги, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2019 года в размере 344 349 573, 25 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По данным отчета об оценке от 14 января 2021 года N, выполненного ООО "Аналитический центр оценки и консалтинга", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 5 482 000 рублей.
Отчет должен соответствовать требованиям Закона Об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также требованиям Федерального стандарта оценки (ФСО). В отчете должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов. К отчету должны быть приложены материалы, иллюстрирующие выводы оценщика.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N 1).
Учитывая значительную разницу между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, суд счел необходимым назначить по делу судебную оценочную экспертизу для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года. Проведение судебной экспертизы поручено ООО "Апекс".
Согласно экспертному заключению от 4 мая 2021 года N N рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 21 957 000 рублей, что ниже кадастровой стоимости на 93%.
В связи с тем, что в заключении судебной экспертизы от 4 мая 2021 года N N суд первой инстанции усмотрел нарушения правил федеральных стандартов оценки по делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Атлас-Консалт"
Согласно заключению повторной судебной экспертизы от 22 октября 2021 года, выполненной экспертом Безносовым О.С, являющимся сотрудником ООО "Атлас-Консалт", рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 234 000 000 рублей.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, указав на то, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения продаж.
В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО N 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 22, 25 ФСО N 7 с учетом целей оценки на ретроспективную дату экспертом было произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи земель соответствующего назначения.
Отбор объектов-аналогов соответствует требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N 7.
В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности). Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО N 7.
В суд апелляционной инстанции экспертом ФИО3 представлены письменные пояснения по каждому доводу апелляционной жалобы, которые исследованы судебной коллегией, признаны состоятельными и приобщены к материалам дела.
Таким образом, в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение повторной судебной экспертизы сомнений в достоверности у судебной коллегии не вызывает и правомерно положено в основу решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС, судебная коллегия Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий Ю.А. Печурина
Судьи М.В. Фомин
С.В. Солдатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.