Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горенко В.А, судей Гаврилова Е.В, Познер Г.А, при ведении протокола секретарем Урбановской Т.М, с участием
прокурора Кожевникова Р.В, адвоката Попкова Д.В, осужденного ФИО1, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного ФИО1 на приговор Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам суда Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Горенко В.А. об обстоятельствах уголовного дела, содержании принятых по делу судебных решений и доводах кассационной жалобы, выступления осужденного и адвоката об отмене приговора и апелляционного определения, прокурора, полагавшего необходимым кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
по приговору Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 декабря 2020 года
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ранее не судимый, -
осужден по:
пп. "а, б" ч. 3 ст. 2281 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ к 10 годам лишения свободы;
ч. 3 ст. 30; п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы;
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
взят под стражу в зале суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам суда Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года приговор оставлен без изменения.
ФИО1 осужден за:
незаконный сбыт 18 ноября 2019 года наркотических средств - производного N-метилэфедрона, массой 0, 24 грамма, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере;
незаконный сбыт 20 ноября 2019 года наркотических средств - производного N-метилэфедрона, массой 1, 59 грамм, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере;
покушение в период с 19 по 20 ноября 2019 года на незаконный сбыт наркотических средств - производного N-метилэфедрона, массой 4, 0 грамма, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступления совершены в г. Хабаровск при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный ссылается на необоснованность и несправедливость судебных решений и настаивает на том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на недостоверных показаниях свидетеля ФИО8.
Утверждает об отсутствии доказательств, свидетельствующих о его виновности в совершении инкриминируемых преступлений.
Ссылается на то, что оборудование тайников с наркотическими средствами и дальнейшие действия по их сбыту осуществлялись ФИО8, денежные средства перечислялись на принадлежащие ему счета, которыми он и распоряжался.
Обращает внимание на то, что его нахождение рядом с ФИО8 в момент совершения преступлений было вызвано лишь интересом к деятельности ФИО8, связанной с незаконным оборотом наркотических средств.
Просит судебные решения отменить, либо изменить, смягчив наказание.
Проверив уголовное дело, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Однако таких нарушений по уголовному делу судами не допущено.
В силу положений ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Приговор в отношении ФИО1 соответствует ст.ст. 307, 309 УПК РФ, содержит описание места, времени, способа совершения доказанных преступлений и обстоятельств, отражающих объективную и субъективную стороны преступлений. Обстоятельства, установленные в ходе судебного следствия, указаны в приговоре.
Выводы суда о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемых преступлений основаны на всесторонней оценке представленных доказательств, произведенной в соответствии с положениями ст.ст. 17, 87 и 88 УПК РФ, они мотивированы и не вызывают сомнений в обоснованности.
В судебном заседании были соблюдены права сторон на представление доказательств, судопроизводство по делу велось на основе состязательности сторон.
Доказательствами виновности ФИО1 в незаконном сбыте наркотических средств и покушении на их сбыт обоснованно признаны показания свидетеля ФИО8 о просьбе ФИО1 обучению в реализации наркотических средств, после чего он объяснил тому схему продажи наркотиков, в том числе их расфасовку, оборудование тайников, и об обстоятельствах совместного сбыта наркотических средств, в том числе 18 ноября 2019 года ФИО14; 20 ноября 2019 ФИО15, и, в последующем, задержании их сотрудниками правоохранительных органов;
при проверке показаний на месте и в ходе очной ставки с ФИО16 ФИО8 подтвердил свои показания;
показания свидетелей ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе "наблюдение" и "проверочная закупка", в ходе которых установлена противоправная деятельность ФИО8 и ФИО1, а также об осуществлении личного досмотра ФИО8 и ФИО1 и изъятии у последнего наркотических средств;
показания свидетеля ФИО14, который 18 ноября 2019 года приобрел наркотические средства у ФИО8 и ФИО1;
показания свидетеля ФИО15 об участии в проведении оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" 20 ноября 2019 года и приобретении наркотических средств у ФИО8 и ФИО1;
присутствующие ФИО29 и ФИО30, а также ФИО31 и ФИО32 сообщили эти же обстоятельства;
представленные в установленном законом порядке результаты оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные мероприятия, "проверочная закупка" и "наблюдение";
заключения химических экспертиз о размере и виде, изъятых у ФИО14 и ФИО15, а также при досмотре ФИО1 и при осмотре места происшествия наркотических средств;
и другие доказательства, изложенные в приговоре.
Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в обоснование тех или иных выводов суда.
Показания осужденного и свидетелей, в том числе ФИО8, оценены судом по установленным ст.ст. 87, 88 УПК РФ правилам без придания им какого-либо преимущественного значения перед другими доказательствами.
Несогласие осужденного с выводами суда о виновности сводится к тому, что одни показания, благоприятные для него, следует признать достоверными, а другие, которые суд признал правдивыми, - отвергнуть. Однако это не согласуется с приведенными выше нормами уголовно-процессуального закона об оценке доказательств.
Вопреки утверждению адвоката, в суде кассационной инстанции, предупреждение ФИО8 об ответственности по ст.ст. 307-308 УК РФ само по себе не может рассматриваться как существенное нарушение требований уголовно-процессуального закона, поскольку первоначально ему судом были разъяснены положения ст. 51 Конституции Российской Федерации о том, что он вправе не свидетельствовать против себя и своих близких родственников и может отказаться давать показания. Кроме того, допрос ФИО8, в отношении которого ранее постановлен приговор, осуществлен в условиях состязательности, когда стороны, в том числе защиты, имели равную возможность задать ему интересующие и относящиеся к предмету доказывания вопросы.
Версия ФИО1 о прохождении обучения у ФИО8 сбыту наркотических средств и лишь присутствии при формировании им тайников проверена судами и обоснованно отвергнута.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 действовал совместно и согласованно с иным лицом, выполняя принятую на себя роль, совершил умышленные действия, направленные на незаконный сбыт наркотических средств.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, исходя из фактических обстоятельств дела.
При назначении наказания судом учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности виновного, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Судом приняты во внимание частичное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья ФИО1 и его молодой возраст.
Вывод суда о назначении осужденному наказания, связанного с лишением свободы, в приговоре должным образом мотивирован.
Оснований к применению правил, предусмотренных ст.ст. 64, 73 УК РФ, а также к изменению категории совершенных преступлений на менее тяжкую, судом не установлено.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ. При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке все доводы жалоб осужденного и его адвоката проверены и справедливо признаны несостоятельными с указанием мотивов принятого решения и выводов суда о законности, обоснованности и справедливости приговора.
Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые бы путем лишения или ограничения прав участников уголовного судопроизводства, или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного приговора, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
кассационную жалобу осужденного ФИО1 на приговор Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам суда Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горенко
Судьи Е.В. Гаврилов
Г.А. Познер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.