Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Пантелеева К.В. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 октября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ерофеева ФИО6 к ФГАУ "Росжилкомплекс", начальнику ФГАУ "Росжилкомплекс" об оспаривании решения по исключению из реестра накопительно-ипотечной системы.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ерофеев И.В. обратился в суд к начальнику ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации с административными исковыми требованиями, уточнив которые просил признать незаконным решение от 25 декабря 2020 года N 27/4/28021 об исключении из реестра накопительно-ипотечной системы (далее НИС) без права на использование накоплений, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем отмены решения и повторного рассмотрения вопроса о включении в реестр.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что с 16 ноября 2020 года он исключен из списков войсковой части N в связи с увольнением с военной службы по причине невыполнения условий контракта. Согласно ответу начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25 декабря 2020 года он исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы без права на использование накоплений, учтенных на его именном накопительном счете. С данным решением он не согласен, поскольку это лишает его права на жилище, прохождение военной службы в странах СНГ не может влиять на жилищные права военнослужащего.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 17 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГКУ "Востокрегионжилье", заинтересованного лица - Министерство обороны Российской Федерации.
На основании определения Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 апреля 2021 года произведена замена административных ответчиков в порядке процессуального правопреемства на ФГАУ "Росжилкомплекс" и начальника ФГАУ "Росжилкомплекс".
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 октября 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Ерофеева И.В. отказано.
10 ноября 2021 года представителем административного истца Пантелеевым К.В. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 3 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель выражает несогласие с выводами судов ввиду их несоответствия обстоятельствам дела, неверного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права. Настаивает на незаконности исключения административного истца из реестра НИС и отказа в выплате накоплений, нарушении его прав оспариваемым решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Из материалов административного дела следует, что Ерофеев И.В. проходил военную службу с 10 декабря 2001 года по 9 октября 2003 года по призыву в Вооруженных Силах Республики Казахстан, с 20 сентября 2006 года по 26 августа 2010 года по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, с 11 сентября 2014 года по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
17 августа 2017 года Ерофеев И.В. включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с даты возникновения основания - 11 сентября 2014 года.
На основании приказа командира "данные изъяты" от 14 мая 2020 года N 66 Ерофеев И.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 20 ноября 2020 года N 240 Ерофеев И.В. с 16 ноября 2020 года исключен из списков личного состава воинской части. Календарная выслуга Ерофеева И.В. в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 6 лет 2 месяца 5 дней, в льготном исчислении - 12 лет 4 месяца 10 дней.
11 декабря 2020 года командиром войсковой части N направлены в ФГКУ "Востокрегионжилье" документы в отношении Ерофеева И.В. о выплате накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, по результатам рассмотрения которых письмом врио начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25 декабря 2020 года N 27/4/28021 сообщено, что Ерофеев И.В. не имеет право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете, поскольку социальные гарантии и компенсации, касающиеся жилищного обеспечения, распространяются на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а продолжительность военной службы для возникновения права на использование накоплений исчисляется с даты заключения первого контракта в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Ерофеевым И.В. административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административный истец фактически прослужил в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе в льготном исчислении, менее двадцати лет, в связи с чем не приобрел права на использование накоплений в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ) основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является увольнение его с военной службы.
Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Закона право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает в случае, если общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, составляет двадцать лет и более.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Из частей 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что началом военной службы считается для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы; окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации определен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Согласно статье 3 указанного Положения началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового; для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта; для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения. Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы, днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Пунктом 7 статьи 3 Положения определено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Исходя из периода прохождения Ерофеевым И.В. военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту с 11 сентября 2014 года по 16 ноября 2020 года, общая продолжительность военной службы административного истца на дату исключения из списков личного состава воинской части в календарном и льготном исчислении составила менее 20 лет, поэтому у него не возникло право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Вопреки позиции административного истца периоды прохождения им военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 10 декабря 2001 года по 9 октября 2003 года и с 20 сентября 2006 года по 27 августа 2010 года в силу вышеприведенных норм не подлежат включению в продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации, в отношении заявителя не подлежат применению.
Данная норма, как это прямо следует из ее содержания, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 21 апреля 2011 года N 514-О-О и от 23 июня 2016 года N 1361-О, распространяет свое действие на лиц, в отношении которых статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" был установлен переходный период, в течение которого гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем. В силу статьи 56 данного Закона и пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31 декабря 1994 года.
Российская Федерация не имеет международных договоров с Республикой Казахстан об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в Республике Казахстан, Российской Федерацией в одностороннем порядке обязательств о зачете срока военной службы на территории Республики Казахстан в срок военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не принято, национальное законодательство Российской Федерации таких положений также не содержит.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали примененные нормы материального права и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых действий и решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье".
Доводы кассационной жалобы административного истца сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судебными инстанциями при разрешении спора, основаны на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению при исчислении общей продолжительности военной службы, и отмену принятых по делу судебных актов не влекут.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе судами нижестоящих инстанций представленные в материалы дела доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ерофеева И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.