Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Григорян А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Григорян А.А. к управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 февраля 2021 года удовлетворено административное исковое заявление Григоряна А.А. к управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - УГА Администрации), администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация): признан незаконным градостроительный план от 10 июля 2020 года N земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1004 кв. м, расположенного по адресу "адрес", уч. 1, в части информации, указанной в разделе 2; признано незаконным уведомление УГА Администрации о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального объекта жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 20 октября 2010 года N 193; на УГА Администрации возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Григоряна А.А. от 12 октября 2020 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 1004 кв. м, расположенного по адресу "адрес", уч. 1.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2021 года решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 февраля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Григоряна А.А. отказано.
20 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Григоряна А.А, поданная им 18 ноября 2021 года через Хабаровский районный суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Григорян А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1004 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", уч. 1, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 2 июня 2020 года сделана регистрационная запись N.
10 июля 2020 года УГА Администрации по результатам рассмотрения заявления административного истца выдало ему градостроительный план N составленный в отношении земельного участка с кадастровым номером N (далее - Градостроительный план). Из содержания раздела 2 Градостроительного плана следует, что данный земельный участок полностью расположен в территориальной зоне рекреационного назначения (Р), градостроительный регламент которой, определённый Правилами землепользования и застройки Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утверждёнными решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 16 февраля 2016 года N 47-215 (далее - Правила землепользования и застройки), не предусматривает возможности использования находящихся в ней земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
12 октября 2020 года Григорян А.А. обратился в УГА Администрации с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
20 октября 2020 года административным ответчиком выдано уведомление N 193 о несоответствии параметров, указанных в заявлении, предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, поскольку земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне рекреационного назначения (Р), в которой размещение объекта индивидуального жилищного строительства является недопустимым.
Считая раздел 2 Градостроительного плана и уведомление от 20 октября 2020 года N 193 незаконными и необоснованными, Григорян А.А. обратился с административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под термином "строительство" понимается создание зданий, строений и сооружений.
Согласно пункту 5.1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территории муниципального района, выдача градостроительных планов земельных участков.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вправе подать на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направить в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, уполномоченный орган по результатам рассмотрения представленных документов и при наличии оснований, предусмотренных частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направить заявителю уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
К числу таких оснований пункты 1 и 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относят случаи, когда: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешённого использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Из содержания статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план земельного участка выдаётся в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1); источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются, в том числе, документы территориального планирования и градостроительного зонирования (часть 2).
В градостроительном плане земельного участка в числе прочего должна содержаться информация о предельных параметрах разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается (пункт 6 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Хабаровский районный суд Хабаровского края исходил из того, что принадлежащий на праве собственности Григоряну А.А. земельный участок с кадастровым номером 27:17:0400502:358 был образован и поставлен на государственный кадастровый учёт 22 декабря 1995 года, то есть до принятия Правил землепользования и застройки, следовательно, такой земельный участок, имеющий вид разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства", может в силу прямого указания статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" использоваться, в том числе, для целей строительства индивидуального жилого дома.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения статей 36, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришла к выводу, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 27:17:0400502:358 в территориальной зоне рекреационного назначения (Р), ограничивает административного истца в праве осуществлять на нём строительство индивидуального жилого дома, поскольку градостроительный регламент данной территориальной зоны не предусматривает возможности такого использования расположенного в ней земельного участка.
Соответствующие выводы суда апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемого апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
При поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган должен был осуществить проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, соблюдения параметров объекта строительства с учётом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешённое использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешённого использования; 2) условно разрешённые виды использования; 3) вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Имеющейся в материалах дела выкопировкой из Правил землепользования и застройки (л.д. 37) подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения (Р).
В свою очередь, градостроительный регламент такой территориальной зоны к числу основных, условно разрешённых и вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков не относит ни "размещение объектов индивидуального жилищного строительства", ни "ведение личного подсобного хозяйства".
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Следовательно, с учётом приведённых норм о недопустимости строительства новых объектов на земельных участках, не соответствующих градостроительному регламенту, УГА Администрации правомерно направило Григоряну А.А. уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 20 октября 2020 года N 193.
Раздел 2 Градостроительного плана от 10 июля 2020 года N включает в себя актуальную информацию о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок N а также информацию из градостроительного регламента территориальной зоны рекреационного назначения (Р) о видах разрешённого использования находящихся в ней земельных участков, что требованиям части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит.
Ссылки административного истца в кассационной жалобе на неверное, по его мнению, отнесение Правилами землепользования и застройки границ принадлежащего ему земельного участка к территориальной зоне рекреационного назначения (Р), выходят за предмет заявленных им по настоящему делу в порядке главы 22 КАС РФ административных исковых требований об оспаривании градостроительного плана и уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Поскольку отмена или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалуемом апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Григоряна А.А. не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Григорян А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.