Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Иванова ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 19 мая 2021 года N 2050-ДИЗО/21 об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "под магазин", и возложении обязанности заключить новый договор аренды земельного участка.
Требования административным истцом мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 80 кв.м. был предоставлен ему на основании договора аренды от 18 сентября 2018 года сроком до 18 сентября 2020 года. 23 ноября 2018 года за ним зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на арендуемом земельном участке. 14 апреля 2021 года он обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта, на которое административный ответчик письмом от 19 мая 2021 года отказал в заключении договора аренды земельного участка, сославшись на обращение с заявлением после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды, отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, реализацию ранее права на однократное предоставление земельного участка для завершения строительства, а также наличие задолженности по арендной плате.
С данным решением он не согласен, поскольку задолженности по арендной плате не имеет, административным ответчиком в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды мер по изъятию объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов не предпринималось, разрешение на строительство объекта недвижимости выдано ему сроком до 9 июня 2023 года, соответственно, как собственник объекта незавершенного строительства, он имеет право на заключение нового договора аренды однократно для завершения его строительства.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2021 года, требования Иванова А.В. удовлетворены, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N 2050-ДИЗО/21 от 19 мая 2021 года Иванову А.В. в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N признан незаконным, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность заключить с Ивановым А.В. новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером N однократно для завершения строительства как собственнику объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N.
17 ноября 2021 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2021 года, в которой заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе Иванову А.В. в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, регулирующих заключение нового договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, для завершения их строительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Ивановым А.В. требования, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на спорном земельном участке находится принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства, разрешение на строительство объекта недвижимости выдано сроком до 9 июня 2023 года, право на однократное получение земельного участка в аренду для завершения строительства он, как и предыдущий арендатор, не реализовал, а по истечении срока действия договора аренды от 18 сентября 2018 года орган местного самоуправления не заявлял требований об изъятии объекта незавершенного строительства, при этом задолженность по договору аренды арендатором погашена, руководствуясь положениями подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о незаконности отказа административного ответчика в заключении с Ивановым А.В. нового договора аренды земельного участка для завершения строительства находящегося на нем объекта незавершенного строительства.
С указанными выводами судов судебная коллегия кассационного суда соглашается, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам административного дела и представленным сторонами доказательствам, которым судами дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Материалами дела подтверждено наличие условий, предусмотренных подпунктом 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для заключения с Ивановым А.В. договора аренды земельного участка с кадастровым номером N без проведения торгов, на котором расположен принадлежащий объект незавершенного строительства, однократно для завершения его строительства, поскольку после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка от 18 сентября 2018 года N 09-1/2018-0314 - 18 сентября 2020 года уполномоченным органом в течение шести месяцев в суд не было заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов.
Вопреки доводам кассационной жалобы административного ответчика из договора аренды от 18 сентября 2018 года N 09-1/2018-0314 прямо не следует, что земельный участок с кадастровым номером N предоставляется Иванову А.В. для завершения строительства расположенного на нем объекта недвижимости, а также предоставлялся с данной целью предыдущему арендатору на основании договора аренды от 18 сентября 2017 года N 09-1/2017-0562, после смерти которого право собственности на объект незавершенного строительства в порядке наследования перешло к Иванову А.В.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что отказ административного ответчика в предоставлении Иванову А.В. земельного участка для завершения строительства расположенного на нем объекта незавершенного строительства является незаконным.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают и оснований для отмены обжалуемых судебных актов не содержат.
Поскольку судами нижестоящих инстанций правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, основания для отмены в кассационном порядке решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2021 года отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.