Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Васягина В.Н. на решение Советского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю к Васягина В.Н. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения Васягина В.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее - МИФНС России N 12 по Приморскому краю, налоговый орган) к Васягину В.Н.: с административного ответчика в пользу налогового органа взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 19 437 рублей 10 копеек, пени за период с 15 ноября 2017 года по 2 июня 2019 года в размере 2 769 рублей 46 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 3 812 рублей 66 копеек, пени за период с 15 ноября 2017 года по 2 июня 2019 года в размере 543 рубля 24 копейки. Кроме того, судебным решением с Васягина В.Н. в бюджет муниципального образования Владивостокского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
6 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Васягина В.Н, поданная через Советский районный суд города Владивостока Приморского края 25 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представитель МИФНС России N 12 по Приморскому краю, извещённой о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя административного истца.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частями 1 и 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган вправе начислить плательщику страховых взносов пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате, отразив соответствующий размер пеней в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 4 статьи 69, пункты 1, 3, 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, такое требование в силу положений пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Действовавшие в 2017 году редакции подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривали, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если величина их дохода за расчётный период не превышала 300 000 рублей, были обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определялся как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, действовавшие в 2017 году подпункты 1 и 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации определяли, что тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования составляли 26 процентов, на обязательное медицинское страхование - 5, 1 процента.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учёта в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учёта в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В таком случае страховые взносы уплачиваются арбитражным управляющим, прекратившим членство в саморегулируемой организации, не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Васягин В.Н. с 19 июля 2016 года по 30 октября 2017 года являлся арбитражным управляющим и был включён в Сводный государственный реестр арбитражных управляющих. Соответствующие сведения поступили из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в налоговый орган 19 апреля 2019 года.
После исключения из Сводного государственного реестра арбитражных управляющих, административный ответчик в срок до 14 ноября 2017 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за истекший период 2017 года не уплатил.
Требованием МИФНС России N 12 по Приморскому краю от 3 июня 2019 года N Васягину В.Н. было предложено в срок до 12 июля 2019 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 19 437 рублей 10 копеек, пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 15 ноября 2017 года по 2 июня 2019 года в размере 2 769 рублей 46 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 3 812 рублей 66 копеек, пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 15 ноября 2017 года по 2 июня 2019 года в размере 543 рублей 24 копеек (всего 26 562 рубля 46 копеек). Данное требование направлялось налоговым органом в адрес Васягина В.Н. заказной почтой 10 июня 2019 года.
В связи с неисполнением административным ответчиком данного требования налогового органа, 6 сентября 2019 года мировым судьёй судебного участка N 23 Советского судебного района города Владивостока Приморского края выдавался судебный приказ N 2а-929/2019 на взыскание задолженности в общей сумме 26 562 рубля 46 копеек с Васягина В.Н, который 9 апреля 2020 года был отменён определением мирового судьи в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
6 октября 2020 года МИФНС России N 12 по Приморскому краю обратилась в Советский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением о взыскании с Васягина В.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год, а также пени в общей сумме 26 562 рубля 46 копеек.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что расчёт налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, расчёт пени основан на положениях статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, процедура направления плательщику страховых взносов требования о необходимости погасить имевшуюся задолженность, порядок и сроки обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа и в районный суд с административным исковым заявлением налоговым органом соблюдены, установленная налоговым законодательством обязанность по уплате соответствующих страховых взносов и пени Васягиным В.Н. не исполнена.
Приведённые выводы нижестоящих судов, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о том, что он окончил свою деятельность в качестве арбитражного управляющего в 2016 году опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Так, из содержания представленной по запросу суда апелляционной инстанции письменной информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 мая 2021 года N следует, что в Сводном государственном реестре арбитражных управляющих с 19 июля 2016 года по 30 октября 2017 года содержались сведения о том, что Васягин В.Н. входил в состав членов Ассоциации Евросибирской саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой; арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
Ссылки Васягина В.Н. в кассационной жалобе на то, что требование МИФНС России N 12 по Приморскому краю от 3 июня 2019 года N 42126 в его адрес не поступало и было направлено налоговым органом с нарушением установленного срока, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу прямого указания пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации соответствующее требование считалось полученным по истечении шести дней с даты его направления в адрес административного ответчика заказной почтой. В данном случае указанное требование направлено заказным письмом с уведомлением Васягину В.Н. по адресу: "адрес", 10 июня 2019 года, то есть в пределах предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трёхмесячного срока со дня получения административным истцом сведений из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о том, что Васягин В.Н. с 19 июля 2016 года по 30 октября 2017 года был включён в Сводный государственный реестр арбитражных управляющих (19 апреля 2019 года).
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, не содержат.
Таким образом, при разрешении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васягина В.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.