Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Еврейской автономной области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 26 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области к правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением, в котором просил возложить на правительство Еврейской автономной области (далее - Правительство ЕАО) обязанность в срок до 31 декабря 2020 года обеспечить в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" выполнение работ по обустройству сибиреязвенных скотомогильников (работ по установке ограждения по всему периметру, по формированию по внутреннему периметру канавы и установке предупреждающих табличек с надписью "сибирская язва"), расположенных:
- в 1, 3 км. от с. Дежнево по направлению на запад, площадью 6 810 кв. м.;
- в 700 м. от с. Чурки по направлению к юго-востоку, площадью 10 000 кв. м.;
- в 1, 3 км. от с. Биджан по направлению на юго-восток, площадью 4 840 кв. м;
- в 0, 9 км. от с. Венцелево по направлению на восток, площадью 30 899 кв. м;
- в 1 км. от с. Ленинское по направлению к западу, площадью 10 000 кв. м;
- в 9, 3 км. от с. Воскресеновка по направлению к северо-востоку, площадью 720 кв. м;
- в 1, 3 км. от с. Лазарево по направлению на юго-восток, площадью 6 000 кв. м;
- в 1 км. от с. Бабстово по направлению на северо-восток, площадью 6 000 кв. м.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории Ленинского района Еврейской автономной области расположено восемь скотомогильников, в ходе обследования которых установлено, что они содержатся в ненадлежащем состоянии: их территория не имеет ограждений по всему периметру, исключающих доступ людей и животных; по всему внутреннему периметру отсутствуют канавы; отсутствуют предупреждающие таблички с надписью "сибирская язва".
Поскольку организация на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, допущенное Правительством ЕАО бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 апреля 2018 года исковые требования прокурора были удовлетворены. На Правительство ЕАО возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года обеспечить в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" проведение работ по установке ограждения по всему периметру, по формированию по внутреннему периметру канавы и установке предупреждающих табличек с надписью "сибирская язва" сибиреязвенных скотомогильников, расположенных: в 1, 3 км. от с. Дежнево по направлению на запад, площадью 6 810 кв. м.; в 700 м. от с. Чурки по направлению к юго-востоку, площадью 10 000 кв. м.; в 1, 3 км. от с. Биджан по направлению на юго-восток, площадью 4 840 кв. м.; в 0, 9 км. от с. Венцелево по направлению на восток, площадью 30 899 кв. м; в 1 км. от с. Ленинское по направлению к западу, площадью 10 000 кв. м.; в 9, 3 км. от с. Воскресеновка по направлению к северо-востоку, площадью 720 кв. м.; в 1, 3 км. от с. Лазарево по направлению на юго-восток, площадью 6 000 кв. м.; в 1 км. от с. Бабстово по направлению на северо-восток, площадью 6 000 кв. м.
Определением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 1 марта 2021 года, принятым по результатам рассмотрения заявления Правительства ЕАО, вступившее в законную силу решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 апреля 2018 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
По результатам нового рассмотрения дела решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 апреля 2021 года в удовлетворении искового заявления прокурора к Правительству ЕАО было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 26 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковое заявление прокурора Ленинского района Еврейской автономной области удовлетворено: на Правительство ЕАО возложена обязанность в срок до 1 декабря 2021 года обеспечить в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" проведение работ по установке ограждения по периметру, по формированию канавы по внутреннему периметру, по установке предупреждающих табличек с надписью "сибирская язва" на объектах (сибиреязвенных скотомогильниках), расположенных:
- в 1 300 м. по направлению на запад от села Дежнево Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:0800006:192, площадью 3 581 +/- 104, 73 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника";
- в 700 м. по направлению на юго-восток от села Чурки Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:1202001:37, площадью 9 151 +/- 167, 41 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника, для размещения скотомогильников";
- в 1 500 м. по направлению на юго-восток от села Биджан Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:0700002:111, площадью 4 276 +/- 114, 44 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника, для размещения скотомогильников";
- в 600 м. по направлению на северо-восток от села Венцелево Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:0700004:227, площадью 30 251 +/- 304, 37 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника, для размещения скотомогильников";
- в 1 050 м. по направлению на запад от села Ленинское Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:1002004:122, площадью 8 019 +/- 156, 71 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника, для размещения скотомогильников";
- в 8 500 м. по направлению на северо-восток от села Воскресеновка Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:1202003:186, площадью 1382 +/- 65, 06 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника, для размещения скотомогильников";
- примерно в 1 500 м. по направлению на юг от села Лазарево Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:0503004:199, площадью 764 +/- 48, 39 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника";
- примерно в 846 м. по направлению на восток от дома N 1 по улице Горной в селе Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области. Земельный участок с кадастровым номером 79:03:1400003:26, площадью 727 +/- 9, 44 кв. м, с разрешённым видом использования "для размещения скотомогильника, для размещения скотомогильников".
8 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Правительства ЕАО, поданная 29 ноября 2021 года через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 года кассационная жалоба вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для её рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 26 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) полномочиями в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
Так, в частности, в силу подпунктов 49, 49.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
Для осуществления перечисленных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Из содержания части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 7.1 действовавших до 1 сентября 2021 года Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56 (далее - СП 3.1.7.2629-10), предусматривал, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва".
Пункт 1090 действующих в настоящее время Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, определяет, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в числе прочего проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы.
Как следует из материалов настоящего административного дела, земельные участки с кадастровыми номерами 79:03:0800006:192, 79:03:1202001:37, 79:03:0700002:111, 79:03:0700004:227, 79:03:1002004:122, 79:03:1202003:186, 79:03:0503004:199, 79:03:1400003:26, расположенные на территории Ленинского района Еврейской автономной области, поставлены на кадастровый учёт в ноябре 2015 года и имеют виды разрешённого использования "для размещения скотомогильника", "для размещения скотомогильников".
Данные земельные участки внесены в реестр скотомогильников и биотермических ям на территории Еврейской автономной области, являющийся приложением к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области, утверждённой приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства Правительства ЕАО от 9 января 2017 года N 4.
По делу также установлено, что указанные выше земельные участки не имеют ограждения и предупреждающих табличек.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором Биробиджанского района Еврейской автономной области требований, суд первой инстанции указал в решении, что в результате комплексного эпизоотолого-эпидемиологического обследования земельных участков с кадастровыми номерами 79:03:0800006:192, 79:03:1202001:37, 79:03:0700002:111, 79:03:0700004:227, 79:03:1002004:122, 79:03:1202003:186, 79:03:0503004:199, 79:03:1400003:26, проведённого в 2020 году Федеральным казённым учреждением здравоохранения "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", возбудителя сибирской язвы не было обнаружено, что свидетельствует о необоснованности требований прокурора о необходимости обустройства отведённых для захоронения территорий в соответствии с требованиями, предъявляемым к сибиреязвенным скотомогильникам.
Судебная коллегия по гражданским делам Суда Еврейской автономной области не согласилась с выводами Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области, указав в апелляционном определении на то, что выводы отчёта об обследовании скотомогильников, на которое имеется ссылка в решении суда первой инстанции, носят вероятностный характер и не исключают наличие сибиреязвенного захоронения на соответствующих территориях. В свою очередь, факты вспышек сибирской язвы на территории Ленинского района Еврейской автономной области Правительством ЕАО не оспариваются, доказательств вывоза трупов павших от сибирской язвы животных с территории района со стороны ответчика не представлено. Учитывая данные обстоятельства, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и СП 3.1.7.2629-10, суд апелляционной инстанции удовлетворил иск прокурора в полном объёме.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Настоящее дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор Судом Еврейской автономной области вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Правительство ЕАО, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Еврейской автономной области (часть 1 статьи 29 Устава Еврейской автономной области, принятого Законодательным собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 года), уполномочено на разрешение всего перечня вопросов, отнесенных к его компетенции, оно обязано принимать меры по надлежащему содержанию и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней и защите населения от болезней.
Поскольку со стороны Правительства ЕАО в нарушение требований части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию указанных прокурором полномочий в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответствующее незаконное бездействие, как верно указал суд апелляционной инстанции, являлось основанием для возложения на ответчика указанных в апелляционном определении конкретных обязанностей в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
Доводы кассационной жалобы по существу воспроизводят позицию Правительства ЕАО, которая излагалась им при рассмотрении дела; эти доводы были исследованы и проверены судебной коллегией по гражданским делам Суда Еврейской автономной области; они основаны на переоценке имеющихся в деле доказательств и на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, по мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выводы суда апелляционной инстанции являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.