Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице Жилищно-коммунальной службы N2 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2021 года по административному делу N 2а-224/2021, по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Нишоновой Ф.А, полагавшей, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона г..Комсомольска-на-Амуре обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением, в котором просит суд возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома "адрес", расположенного по адресу: "адрес", выполнив обследование здания (включая сплошное обследование жилищного фонда), оборудование системой горячего водоснабжения, установку домофонов с электрическими замками в 4-х подъездах; обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного "адрес", расположенного по адресу: "адрес", выполнив его в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ и ведомости объёмов работ от ДД.ММ.ГГГГ: фундаменты и подвальное помещение: частичный ремонт кирпичной кладки и оштукатуривание стен - 43 м?; замену отдельных участков отмосток по периметру здания - 220 м?; покраску дверей - 4 шт.; замену трубопровода центрального отопления 0 100-20 пог.м; замену трубопровода канализации 0 100-58 пог.м; общедомовые инженерные сети: замену системы холодного водоснабжения диаметром 50 мм - 19 пог.м, диаметром 15 мм - 23 пог.м, окраску труб-42 пог.м; замену отдельных участков трубопроводов системы отопления - 30 пог.м; замену неисправных участков электросети - 240 м, замену неисправных участков водоотведения - 56 пог.м; внешние стены: восстановление гидроизоляции балконных плит - 30 м?; оштукатуривание козырьков над входами в 4-х подъездах - 10 м?; восстановление парапетных плит 4 шт.; восстановление отделочного слоя - 30 м?; оштукатуривание цоколя - 115 м?; покраску цоколя - 160 м?; заделка выбоин и трещин балконных плит - 30 м?; внутренние стены: оштукатуривание стен 280 м?; побелку стен и потолков - 660 м?; покраску
стен - 400 м?; лестница: заделку выбоин, трещин ступеней - 10 м?; восстановление цементной стяжки лестничных площадок - 30 м?; полную замену поручней лестничных ограждений; кровля: усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену стропильных ног - 44 шт.; вентиляция: прочистку и ремонт вентиляционных каналов - 26 пог.м; вставление кирпичной кладки и оштукатуривание защитных зонтов - 24 м?; устройство металлического покрытия - 16 м?; окна: покраску оконных блоков на лестничных площадках - 20 м?; замену абонентских почтовых шкафов; двери: замену дверных блоков в 4-х подъездах; благоустройство: восстановление разрушенных участков подходов и дорожек к подъездам - 30 м?.
В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении жилищным фондом - многоквартирным жилым домом N по "адрес" ("адрес".) установлено, что жилому дому требуется проведение как текущего, так и капитального ремонта. В указанном жилом доме проживают военнослужащие и члены их семей, а также лица гражданского персонала. Полагает, что обязанность по капитальному ремонту дома лежит на собственнике имущества - Министерстве обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), а по текущему ремонту - на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, с которым Министерством обороны РФ заключен договор управления жилищным фондом N, в том числе и указанным жилым домом.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого "адрес", инв. N, расположенного по адресу: "адрес" (в/г 23), а именно выполнить оборудование системой горячего водоснабжения.
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" ФИО1 обороны Российской Федерации, возложена обязанность в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого "адрес", инв. N, расположенного по адресу: "адрес", в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ и ведомости объемов работ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:выполнить фундаменты и подвальное помещение: частичный ремонт кирпичной кладки и оштукатуривание стен - 43 м?; замену отдельных участков отмосток по периметру здания - 220 м?; покраску дверей - 4 шт.; замену трубопровода центрального отопления 0 100-20 пог.м; замену трубопровода канализации 0 100-58 пог.м; общедомовые инженерные сети: замену системы холодного водоснабжения диаметром 50 мм - 19 пог.м, диаметром 15 мм - 23 пог.м, окраску труб-42 пог.м; замену отдельных участков трубопроводов системы отопления - 30 пог.м; замену неисправных участков электросети - 240 м, замену неисправных участков водоотведения - 56 пог.м; внешние стены: восстановление гидроизоляции балконных плит - 30 м?; оштукатуривание козырьков над входами в 4-х подъездах - 10 м?; восстановление парапетных плит 4 шт.; восстановление отделочного слоя - 30 м?; оштукатуривание цоколя - 115 м?; покраску цоколя - 160 м?; заделка выбоин и трещин балконных плит - 30 м?; внутренние стены: оштукатуривание стен 280 м?; побелку стен и потолков - 660 м?; покраску стен - 400 м?; лестница: заделку выбоин, трещин ступеней - 10 м?; восстановление цементной стяжки лестничных площадок - 30 м?; полную замену поручней лестничных ограждений; кровля: усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену стропильных ног - 44 шт.; вентиляция: прочистку и ремонт вентиляционных каналов - 26 пог.м; вставление кирпичной кладки и оштукатуривание защитных зонтов - 24 м?; устройство металлического покрытия - 16 м?; окна: покраску оконных блоков на лестничных площадках - 20 м?; замену абонентских
почтовых шкафов; двери: замену дверных блоков в 4-х подъездах; благоустройство: восстановление разрушенных участков подходов и дорожек к подъездам - 30 м?.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции : обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с дефектным актом N от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью объемов работ от ДД.ММ.ГГГГ.
14 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу, поданные через Комсомольский районный суд Хабаровского края 14 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что указанный дом включен в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "адрес" на 2014-2043 годы, в связи с чем, ремонт должен осуществляться в рамках указанной программы.
В кассационной жалобе ФГБУ ЦЖКУ МО РФ ставит вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на то, что у учреждения отсутствует обязанность по проведению текущего ремонта указанного дома, поскольку балансодержателем дома является ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, а организация пользователь - Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 года кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований военного прокурора и возлагая на Министерство обороны России обязанность по проведению капитального ремонта дома, а на ФГБУ "ЦЖКХ" Минобороны России - обязанность по проведению текущего ремонта многоквартирного дома в соответствии с дефектным актом N от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью объемов работ от ДД.ММ.ГГГГ, суды руководствовались требованиями статей 209 и 210 ГК РФ, частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установили, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес", нуждается в проведении капитального и текущего ремонтов, и исходили из того, что на Министерстве обороны России, как на собственнике указанного жилого дома, лежит обязанность по проведению капитального ремонта, а ФГБУ "ЦЖКХ" ФИО2, которому дом передан в управление и эксплуатацию, как управляющая организация должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, учитывали, что установленные нарушения при содержании дома могут явиться угрозой для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3).
Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, основной целью деятельности указанного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).
30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению, в том числе капитального ремонта, текущего ремонта закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, а также капитального ремонта общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный жилой "адрес", расположенный по "адрес" в "адрес", 1969 года постройки, является собственностью Минобороны России.
26 сентября 2017 года между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключён договор управления жилищным фондом, закреплённым за вооруженными силами Российской Федерации N Перечень многоквартирных жилых домов содержится в приложении N к договору (пункт 1.2 договора). Как следует из данного перечня в него вошел указанный дом. Пунктом 10.1 названного договора предусмотрено, что договор вступил в силу с 1 октября 2017 года и действует до 1 октября 2022 года.
Согласно пункту 1.3 указанного договора он заключён с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Материалами дела, в том числе дефектным актом N от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью объемов работ от ДД.ММ.ГГГГ, актами общего сезонного осеннего осмотра многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, результатами проведенной прокурорской проверки подтверждается, что жилой "адрес" в "адрес" требует проведения капитального и текущего ремонтов, в объеме указанном в дефектном акте N и ведомости объемов работ от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанных выше норм и договора управления жилищным фондом N от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о наличии у Министерства обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта, а у ФГКУ ЦЖКУ Министерства обороны РФ обязанности по проведению текущего ремонта многоквартирного дома.
Доводы кассационной жалобы Министерства обороны РФ о том, что работы по капитальному ремонту дома должны проводиться в рамках Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-29143 годы за счет средств фонда капитального ремонта, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права. Кроме того, указанные доводы были предметом рассмотрения судов и обоснованно мотивированно отклонены.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России по ВВО" о том, что решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 9 октября 2018 года на Министерство обороны России уже были возложены обязанности по выполнению капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, являются несостоятельными, поскольку предмет спора по указанным делам разный.
Ссылка ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России в дополнении к кассационной жалобе на то, что 2 ноября 2021 года договор управления N от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, не влечет отмену судебных актов, поскольку на момент принятия оспариваемых судебных решений договор управления жилищным фондом между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России N являлся действующим.
Фактически доводы кассационных жалоб, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.