Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" на решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 1 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Томаринского района в интересах неопределённого круга лиц к КУМС МО "Томаринский городской округ", муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе села Пензенское муниципального образования "Томаринский городской округ" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Томаринский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просил суд возложить обязанность на комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства здание МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ", расположенное по адресу: с.Пензенское, ул.Вокзальная, д.3, а именно: обеспечить размещение рекреационных помещений согласно п.3.4.4 СанПиН 2.4.3648-20; оборудовать учебные классы начального звена умывальными раковинами, согласно требованиям п.3.4.4 СанПиН 2.4.3648-20; оборудовать помещение пищеблока (кухни), согласно п.2.4.6.1 СанПиН 2.4.3648-20; оборудовать умывальные раковины в обеденном зале, согласно требованиям п.2.4.6.1 СанПиН 2.4.3648-20.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Томаринского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Пензенское муниципального образования "Томаринский городской округ", в ходе которой установлено, что здание МБДОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" с 1999 года находится в приспособленном здании бывшего административно-хозяйственного центра с.Пензенское Томаринского района 1989 года постройки и не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Решением Томаринского районного суда Сахалинской области от 1 марта 2021 года административные исковые требования прокурора Томаринского района удовлетворены частично. На МБОУ СОШ с.Пензенское возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать учебные классы начального звена умывальными раковинами, согласно требованиям п.3.4.4 СанПиН 2.4.3648-20; оборудовать умывальные раковины в обеденном зале, согласно требованиям п.2.4.6.1 СанПиН 2.4.3648-20. В части возложения обязанности на МБОУ СОШ с.Пензенское по обеспечению размещения рекреационных помещений, согласно п.3.4.4 СанПиН 2.4.3648-20, оборудованию помещения пищеблока (кухни), согласно п.2.4.6.1 СанПиН 2.4.3648-20 прокурору Томаринского района отказано. На комитет по управлению муниципальной собственности муниципального образования "Томаринский городской округ" возложена обязать произвести финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Пензенское за счет средств местного бюджета для устранения указанных нарушений. С муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Пензенское взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования "Томаринский городской округ" в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 июня 2021 года решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 1 марта 2021 года отменено в части удовлетворенных исковых требований прокурора к МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ". В указанной части принято новое решение, которым на МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" возложена обязанность в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов холодным и горячим водоснабжением, согласно требованиям пункта 3.4.13.СП2.4.3648-20; оборудовать обеденный зал умывальниками из расчета один кран на 20 посадочных мест согласно пункту 3.4.3.СП2.4.3648-20. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
28 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", поданная через Томаринский районный суд Сахалинской области 20 сентября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 июня 2021 года в части возложения обязанности на комитет по управлению муниципальной собственности муниципального образования "Томаринский городской округ" произвести финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Пензенское за счет средств местного бюджета для устранения указанных нарушений, указав на несоответствие выводов судебных инстанций, содержащихся в оспариваемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, со ссылкой на то, что комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ". Функции главного распорядителя бюджетных средств исполняет учредитель МБОУ СОШ с.Пензенское - отдел образования МО "Томаринский городской округ".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2021 года кассационная жалоба комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения прокуратуры Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 5 частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 3.4.3. санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 N 28, для всех обучающихся должны быть созданы условия для организации питания. Количество мест в обеденном зале должно обеспечивать организацию питания всех обучающихся в течение не более трех перемен, во вновь строящихся и реконструируемых - не более чем в две перемены. Число одновременно питающихся детей не должно превышать количество посадочных мест в обеденном зале по проекту. При обеденном зале устанавливаются умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест.
В соответствии с п.3.4.4. СП 2.4.3648-20 учебные кабинеты и рекреационные помещения для обучающихся 1 - 4 классов размещаются на 1 - 3 этажах отдельного здания или отдельного блока.
В соответствии с п.2.4.6.1. СП 2.4.3648-20 в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
Из пункта 3.4.13. СП 2.4.3648-20 следует, что холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1 - 4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, актом проверки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Углегорском и Томаринском районах N 888/21 от 18 октября 2019 года выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ", в связи с чем 18 октября 2019 года МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 888/21 со сроком исполнения до 23 октября 2020 года.
Актами проверки территориального отдела управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Углегорском и Томаринском районах от 28 декабря 2020 года N 359/21 и прокуратуры Томаринского района от 8 февраля 2021 года при проверке здания МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" установлено отсутствие рекреационных помещений на 1 этаже учебных начальных классов в здании школы, отсутствие в помещениях начальных классов умывальных раковин с подводом централизованного водоснабжения; отсутствие в пищеблоке учреждения отдельных помещений (зон) для изготовления кулинарной продукции (цех для сырой продукции, овощной цех, цех для готовой продукции) все технические процессы изготовления блюд осуществляются в одном помещении; в обеденном зале размещена умывальная раковина при норме размещения за пределами обеденного зала.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пришел к выводу о том, что санитарно-эпидемиологические требования при осуществлении деятельности образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" и должностным лицом учреждения - директором Киселевым С.Н. не соблюдены. Вопрос обеспечения МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" финансированием, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств бюджетного учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования, в связи с чем финансирование мероприятий по устранению нарушений требований санитарного законодательства должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных собственником муниципального имущества на указанные цели.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований прокурора к МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ" и принимая в указанной части новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент вынесения оспариваемого судебного решения с 1 января 2021 года действовали санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 N 28, согласно пункту 3.4.3. которых при обеденном зале устанавливаются умывальники из расчета один кран на 2 посадочных мест, а пунктом 3.4.13. предусмотрено, что холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к МБОУ СОШ с.Пензенское МО "Томаринский городской округ", функции главного распорядителя бюджетных средств должен исполнять учредитель МБОУ СОШ с.Пензенское - отдел образования МО "Томаринский городской округ" являются необоснованным, поскольку в соответствии с Уставом, утвержденным отделом образования МО "Томаринский городской округ" 26 декабря 2017 года, собственником имущества Учреждения является комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", на который возложены функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, разрешению вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, формирования муниципального заказа на выполнение работ, оказания услуг, организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов жилищного, коммунального, производственного назначения, объектов инженерной инфраструктуры.
Несогласие комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 1 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.