Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Хребтовой Н.Л, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балыкова Сергея Станиславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району (межрайонное) Сахалинской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Балыкова С.С, на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 12 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2021 года, которыми исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балыков С.С. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Холмскому району Сахалинской области о перерасчете пенсии, указывая, что является пенсионером по старости с 22 июня 2010 года, имеет трудовой стаж на подземных работах. В начале его трудовой деятельности действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О трудовых пенсиях", статьей 9 которого было предусмотрено, что при работе на подземных работах от 15 до 20 лет размер пенсии составляет 116, 66% от максимального размера пенсии в 120 рублей. Максимальный размер пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составляет 1 754 рубля 55 копеек, поэтому, по мнению истца, размер его трудовой пенсии долен составлять 2 046 рублей 86 копеек, однако ему назначена пенсия в размере 1 614 рублей 19 копеек. Просил обязать пенсионный орган произвести перерасчет пенсии с учетом повышающего коэффициента 116, 66%.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 12 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2021 года, Балыкову С.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Балыков С.С. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и принять новое судебное постановление по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" введено понятие страхового стажа, а также сохранено понятие общего трудового стажа. Указанный закон устанавливал основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Для сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Статьей 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что установление трудовой пенсии - назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.
Установление, корректировка или перерасчет размера пенсии производится в соответствии с нормативными актами, действующими на день такого установления.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктами 3, 4, либо 6 данной статьи.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с частью 4 статьи 36 которого федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, при установлении страховой пенсии применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2015 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисление размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Разрешая спор и отказывая Балыкову С.С. в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера пенсии, суды руководствовались указанными нормами пенсионного законодательства и исходили из того, что истцу пенсия по старости назначена 22 июня 2010 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На момент рассмотрения дела судом размер пенсии Балыкова С.С. составляет 27 628 рублей 41 копейка, из которых 10 614 рублей 34 копейки - фиксированная выплата, 17 014 рублей 07 копеек - страховая пенсия. Решением ГУ - УПФР по Холмскому району Сахалинской области от 1 апреля 2021 года Балыкову С.С. отказано в перерасчете пенсии. В дальнейшем разъяснено, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрен перерасчет страховой пенсии с применением размера трудовой пенсии с повышением на 116, 66% от максимального расчетного размера страховой пенсии. Суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии по варианту, предложенному истцом, поскольку такой вариант не предусмотрен законом.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Балыков С.С. указывает на то, что в период его трудовой деятельности законодательство предусматривало повышенное пенсионное обеспечение за работу в подземных условиях. Поскольку действующий на момент назначения истцу пенсии Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такое повышение не предусматривал, то, по мнению истца, закону придана обратная сила, что привело к ухудшению положения граждан, занятых на подземных работах, выразившееся в отмене ранее приобретенных прав.
Данные доводы подлежат отклонению за необоснованностью. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2002 года. Со дня вступления в силу данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 1 и 2 статьи 31). На прошлое время Федеральный закон N 173-ФЗ не был распространен.
Доводы истца о необоснованной отмене ранее приобретенных пенсионных прав опровергаются материалами изученного судом пенсионного дела, согласно которому истцу производится ежемесячная доплата к пенсии в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". Таким образом, права истца не нарушены.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 12 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Балыкова С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.