Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Хребтовой Н.Л, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврикова Евгения Владимировича к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гаврикова Е.В, на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 ноября 2021 года, которыми исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гавриков Е.В. обратился в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что работает в должности командира отделения пожарной команды войсковой части N 59313-39 Минобороны России, относится к лицам из числа гражданского персонала. 14 июня 2021 года ему стало известно, что в расчет его среднего заработка не включены суммы премий за месяц, квартал, год. Полагает, что при расчете отпускных в составе заработка должны учитываться премии, поскольку они носят не разовый характер, а входят в систему оплаты труда. По его расчетам, недоплата отпускных за период с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года составила 18 703 рубля 52 копейки, которую просит взыскать в свою пользу, а также компенсацию за задержку выплаты 2 013 рублей 76 копеек, компенсацию морального вреда 10 000 рублей.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 ноября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Гаврикову Е.В. отказано.
В кассационной жалобе Гавриков Е.В. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, направить дело на новое рассмотрение.
От представителя Минобороны России поступили письменные возражения с просьбой оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. Представитель Минобороны России просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гавриков Е.В. с 2011 года работает в ФКУ "ОСК ВВО" вольнонаемным лицом из числа гражданского персонала войсковой части, с 19 сентября 2018 года состоит в должности командира отделения пожарной команды. По условиям трудового договора истца помимо оклада предусмотрена оплата: за работу с вредными условиями труда 4%; за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до 50%; районный коэффициент 50%, компенсационная выплата к должностному окладу за особые условия работы 100%; процентная надбавка за выслугу лет до 40%; премия по результатам работы в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны РФ 2014 года N 255 - 25% должностного оклада; единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год до двух должностных окладов.
В соответствии с приказом Минобороны России от 2 марта 2001 года N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" заработная плата гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; ежемесячной надбавки за выслугу лет; районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях; премии по результатам работы; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада.
Разрешая спор и отказывая Гаврикову Е.В. удовлетворении исковых требований о взыскании недоплаченных сумм отпускных, суды исходили из установленных обстоятельств дела и пришли к выводу о том, что при расчете среднего заработка для оплаты отпускных подлежат учету указанные в трудовом договоре компенсационные и стимулирующие выплаты, если они были начислены в расчетном периоде. Такой порядок расчета соответствует приказу Минобороны России от 2 марта 2001 года N 90 и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Суды отклонили доводы истца о том, что в расчет среднего заработка подлежат включению суммы материального стимулирования, полученные в виде дополнительных премий. Указали, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Минобороны России от 26 июля 2010 года N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии годового фонда оплаты труда, такие не включаются в расчет среднего заработка.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средства федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 данного Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Минобороны России издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную служба по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
По смыслу указанных нормативных актов, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Минобороны России N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Минобороны России, лимитов.
Следовательно, суммы дополнительного материального стимулирования не подлежат включению в расчет среднего заработка для оплаты отпускных.
Доводы кассационной жалобы Гаврикова Е.В. о том, что поскольку указанные суммы выплачены в виде систематических премий, то они входят в систему оплаты труда, отклоняются как основанные на ошибочном толковании законодательства и противоречащие содержанию приведенных нормативных правовых актов.
Ссылки в кассационной жалобе на правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой, одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан Григорьевой В.С. и др.", а также в Постановлении Конституционного Суда от 13 ноября 2019 года N 34-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш", во внимание не принимаются, так как вопрос о возможности включения дополнительного материального стимулирования при определении среднего заработка лицам из числа гражданского персонала войсковых частей не был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гаврикова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.