Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Хребтовой Н.Л, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышева Владимира Павловича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности, по кассационным жалобам ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, на решение Анивского районного суда Сахалинской области от 7 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2021 года, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малышев В.П. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма. В обоснование требований указал, что с 28 марта 2007 года по 25 апреля 2021 года проходил военную службу. С 28 декабря 2010 года по настоящее время проживает в квартире по ул. "адрес" в селе Троицкое Анивского района Сахалинской области, предоставленной ему в связи с прохождением военной службы в войсковой части 35390 по договору найма служебного жилого помещения N 391 от 27 октября 2010 года. В 2012 году указанная квартира передана из введения Минобороны России в собственность Анивского городского округа. В 2020 году он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении занимаемой квартиры по договору социального найма, в чем ему было отказано по причине передачи жилого помещения в 2017 году вновь в ведение Минобороны России. Просил обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
Судом произведена замена ненадлежащего ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России на надлежащего - ФГАУ "Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)" Минобороны России (ФГАУ "Росжилкомплекс"). В качестве соответчика к участию в деле привлечено Минобороны России, в качестве третьего лица - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Решением Анивского районного суда Сахалинской области от 7 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2021 года, исковые требования Малышева В.П. удовлетворены, за ним признано право пользования жилым помещением по ул. "адрес" в селе Троицкое Анивского района Сахалинской области на условиях социального найма. На ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России возложена обязанность заключить с Малышевым В.П. договор социального найма указанного жилого помещения.
В кассационных жалобах Минобороны России и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России просят судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. Минобороны России просило рассмотреть дело без участия представителя Минобороны России.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии со статьей 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" предусмотрено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (пункт 15).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Разрешая спор и принимая решение о признании за Малышевым В.П. права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении на ФГКУ "Росжилкомплекс" Минобороны России обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, суды руководствовались указанными нормами жилищного законодательства и исходили из того, что Малышеву В.П. в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 28 марта 2007 года по 25 апреля 2021 года на основании типового договора найма служебного жилого помещения от 27 октября 2010 года предоставлена квартира по ул. "адрес" в селе Троицкое Анивского района Сахалинской области. Приказом Минобороны России от 25 апреля 2012 года N 988 в числе других данная квартира передана в собственность муниципального образования "Анивский городской округ" Сахалинской области и постановлением мэра Анивского городского округа от 11 декабря 2012 года N 1691-п включена в реестр муниципального имущества. В дальнейшем на основании распоряжения Росимущества от 8 декабря 2017 года спорное жилое помещение постановлением администрации Анивского городского округа от 3 апреля 2018 года исключено из казны городского округа и передано в собственность Российской Федерации, с 12 апреля 2018 года находится в федеральной собственности в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Суды пришли к выводу о том, что после передачи жилого помещения в 2012 году в муниципальную собственность Анивского городского округа оно в силу закона утратило статус служебного, Малышев В.П. продолжал проживать в нем на законных основаниях. Доказательств того, что после поступления в федеральную собственность спорная квартира стала относиться к специализированному жилищному фонду и является служебной, не представлено, в связи с чем к спорному жилому помещению применяется правовой режим социального найма.
Суды отклонили доводы ответчиков о том, что Малышев В.П. не признан нуждающимся в жилом помещении, как не имеющие правого значения, поскольку Малышев В.П. на законных основаниях вселен в жилое помещение и продолжает проживать в нем.
В кассационной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России выражает несогласие с признанием за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма, поскольку договор социального найма с истцом не заключался. Указывает, что порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах Российской Федерации предполагает обязательное признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении до момента увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части, в то время как истец с заявлением о включении в список на предоставление жилого помещения не обращался и в служебных отношениях с Минобороны России в настоящее время не состоит.
Данные доводы не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку после передачи жилого помещения в муниципальную собственность отношения по социальному найму возникают независимо от заключения такого договора, в силу требований закона - статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", для применения которой имеет значение занятие гражданином жилого помещения на законном основании. Признание гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением условием применения указанной нормы закона не является.
В кассационной жалобе Минобороны России ссылается на то, что на момент передачи в 2018 году спорного жилого помещения в собственность Российской Федерации Малышев В.П. являлся военнослужащим, состоял с новым собственником жилого помещения в служебных отношениях, в связи с чем право пользования жилым помещением возникло у истца на основании найма служебного жилого помещения и лишь в рамках социальных гарантий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку право пользования Малышева В.П. жилым помещение по договору социального найма возникло по иным основаниям - в связи с передачей государственным учреждением служебного жилого помещения в муниципальную собственность. Последующий переход права собственности (из муниципальной - в государственную) на жилое помещение, занимаемое гражданином на законном основании, не влечет расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения (статья 64 ЖК РФ).
Ссылки в кассационной жалобе Минобороны России на то, что судами не исследовался вопрос о продолжительности военной службы истца, а также возможное обеспечение его денежными средствами, учтенными на именном счете участника накопительно-ипотечной системы военнослужащих, нельзя признать обоснованными, поскольку обязанность доказать участие истца в жилищном обеспечении военнослужащих возлагается на соответствующие учреждения Минобороны России, которые суду такие доказательства не представили, в материалах дела отсутствуют.
В деле также отсутствуют доказательства отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду после его передачи 12 апреля 2018 года из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и в оперативное управление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Следовательно, доводы кассационной жалобы Минобороны России о том, что спорная квартира является служебной, юридически не подтверждены.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анивского районного суда Сахалинской области от 7 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.