Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Кравченко А.И, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Приморскому краю на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 25.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16.11.2021 по делу по иску Кириленко О.В. к Межрайонной ИФНС России N 16 по Приморскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет выплат при увольнении, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указала, что замещала должность "данные изъяты" в Межрайонной ИФНС N 5 по Приморскому краю.
Приказом от 24.12.2020 N она уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы).
Ответчик является правопреемником Межрайонной ИФНС N 5 по Приморскому краю.
При увольнении истцу выплачена компенсация 4-месячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск без учёта выплаченных сумм материального стимулирования.
Просила взыскать с учетом уточнения требований с МИФНС N16 по Приморскому краю задолженность по компенсации при увольнении в размере 123 673, 64 рублей, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск 14 429, 46 рублей, компенсацию за задержку выплат 3 461, 79 рублей, компенсацию морального вреда 50 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг 10 500 рублей.
Решением Кавалеровского районного суда Приморского края от 25.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16.11.2021, исковые требования удовлетворены частично, с Межрайонной ИФНС России N 16 по Приморскому краю в пользу Кириленко О.В. взыскана задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в размере 122 124, 36 рублей, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск 11 785, 20 рублей, проценты за задержку выплат - 8 039, 01 рублей, судебные издержки -10 500 рублей, компенсация морального вреда - 5 000 рублей, в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 16 по Приморскому краю просит отменить судебные акты, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить судебные акты в части взыскания истцу компенсации за задержку выплат, в остальной части - оставить без изменения.
При рассмотрении дела установлено, что Кириленко О.В. с 15.10.2018 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС N 5 по Приморскому краю, уволена с должности "данные изъяты" с 31.12.2020 на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы).
Судами установлено, что ежемесячное денежное содержание истца включало оклад месячного денежного содержания (должностной оклад государственного гражданского служащего, оклад за классный чин), ежемесячные выплаты (ежемесячную надбавку за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение и надбавку за особые условия службы), дополнительные выплаты (единовременная выплата и материальная помощь к отпуску, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, а также средства материального стимулирования).
Средства материального стимулирования, выплаченные истцу, в течение года, предшествовавшего увольнению, не были учтены при расчете выплат при увольнении (денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска, компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца).
Удовлетворяя требования истца о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 16 по Приморскому краю, являющейся правопреемником реорганизованной Межрайонной ИФНС N 5 по Приморскому краю, не доначисленных с учетом средств материального стимулирования компенсаций при увольнении, возмещении морального вреда, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 5, 14, 37, 46, 50, 51, 70 Федерального закона от 27.07. 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьями 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 25.07. 2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", учитывали позицию Минфина России, изложенную в письме от 15.07. 2014 N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7", и исходили из того, что средства материального стимулирования подлежат учету при расчете отпускных государственного гражданского служащего, а также расчете компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере месячного денежного содержания за 4 месяца, выплачиваемой при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, поскольку такие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей
результативности профессиональной служебной деятельности и подлежат включению в фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего.
Суды двух инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможности учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, для исчисления денежного содержания, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Установив, что такие выплаты производились истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов и приказов ИФНС, суды пришли к выводу о необходимости учета таких выплат для расчета среднего заработка истца.
Также судами учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09. 2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03. 2014 N 238-7.
Применение такого толкования согласуется с функциями Министерства финансов Российской Федерации, закрепленными в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 329. А согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.9. 2004 N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении судами денежного содержания истца сводятся к несогласию с постановленными судебными актами, основаны на ином толковании норм материального права и не влекут их отмену в кассационном порядке.
Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания компенсации за задержку взыскиваемых выплат, суды не учли, что в настоящем деле между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы мер материального стимулирования и правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной правилами статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.
При таких обстоятельствах судебные постановления в части взыскания истцу процентов за задержку выплат в сумме 8039, 01 рублей подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 25.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16.11.2021 отменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС России N 16 в пользу Кириленко О.В. денежной компенсации за задержку выплат в размере 8039, 01 рублей, в этой части вынести новое решение, в удовлетворении требований о взыскании указанной суммы - отказать.
В остальной части решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 25.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16.11.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.