Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трегуб Нины Валерьевны, Трач Натальи Валерьевны, Юфимычевой Натальи Николаевны, Вакулюк Анны Леонидовны к КГБУЗ "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Трегуб Н.В, Трач Н.В, Юфимычевой Н.Н, Вакулюк А.Л. на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Трегуб Н.В, Трач Н.В, Юфимычевой Н.Н, Вакулюк А.Л. обратились в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование требований указали, что работают в должности медицинских сестер приемного покоя и терапевтического отделения КГБУЗ "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края. Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.04.2020 N 172-пр медицинским и иным работникам учреждений, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция СОУЮ-19, установлены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ. Право на указанные выплаты имеют работники учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, участвующих в проведении лабораторной диагностики новой коронавирусной инфекции, в противоэпидемических мероприятиях. Полагают, что имеют право на выплаты стимулирующего характера в размере 22 075 руб. с применением районного коэффициента (РК) и процентных надбавок (ПН) с ДД.ММ.ГГГГ. Просили взыскать задолженность по стимулирующей выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере: Трегуб Н.В. - 331 694 руб. 48 коп, Вакулюк А.Л. - 290 670 руб.32 коп, Трач Н.В. - 323 654 руб.76 коп, Юфимычева Н.Н. - 206 542 руб.52 коп, компенсацию морального вреда в размере по 15 000 рублей в пользу каждого истца.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 20 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Трегуб Н.В, Трач Н.В, Юфимычева Н.Н, Вакулюк А.Л. просят отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами обеих инстанций.
Статьей 147 Трудового кодекса РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера.
Основанием для таких выплат являются особые условия труда и дополнительная нагрузка медицинских работников, которая обусловлена медицинской помощью гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В развитие указанных положений Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N1762 утверждены Правила, предусматривающие перечень медицинских работников и период стимулирующих выплат, в силу которых правом на получение специальной социальной выплаты обладают не только медицинские работники, участвующие в диагностике и лечении больных от COVID-19, но и врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Из содержания указанных постановлений следует, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, как лица входящие в группу риска, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 установлены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, регулирующие предоставление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Предусмотренные указанными Правилами выплаты устанавливаются в твердой сумме от 25 000 до 80 000 руб. в зависимости от должности.
Пунктом 11 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. руб. в месяц.
Постановлением Правительства Хабаровского края 24.04.2020, N 172-пр установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам Учреждений, участвующим в мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе прочему персоналу стационарных подразделений и отделений скорой медицинской помощи (дезинфекторам, кастеляншам, няням, буфетчикам, уборщикам помещений и т.п.) - 25 000 руб. в месяц, рабочим всех профессий - 10 000 рублей (подпункт 7 пункт 3). Указанные положения распространены на правоотношения, возникшие с 19 марта 2020 года (пункт 9 постановления).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.05.2020 N 218-пр в указанный пункт внесены изменения, он изложен в новой редакции - выплаты предусмотрены персоналу учреждений здравоохранения, в которых открыты койки для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, работникам подразделений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (в том числе няням, буфетчикам, уборщикам помещений, дезинфекторам, кастеляншам и т.п.), - 25 000 руб. в месяц; рабочим всех профессий - 10 000 руб.
Ежемесячные выплаты стимулирующего характера предусматриваются работникам учреждений:
оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19);
контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, - среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами-специалистами (рентгенологом, патологоанатомом, эпидемиологом). Ежемесячные выплаты стимулирующего характера предоставляются за фактически отработанное время и устанавливаются за каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
С 01 апреля по 31 августа 2020 года установлены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам учреждений, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в том числе оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, - среднему медицинскому персоналу в размере 50 000 руб. в месяц. Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией. Выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ осуществляются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В качестве оснований для таких выплат указано на локальные нормативные акты медицинского учреждения, согласованные с министерством здравоохранения края, которыми устанавливаются перечни наименований подразделений и должностей, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, размер выплаты и срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Из материалов дела и судом установлено, что истицы работают в должности медицинских сестер терапевтического отделения и приемного отделения КГБУЗ "НЦРБ".
В соответствии с распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края N 357-р от 31.03.2020 и N 489-р от 27.04.2020 и во исполнение приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н, инфекционное отделение КГБУЗ "НЦРБ" перепрофилировано в "Инфекционный госпиталь" и "Изолятор". Факт поступления в КГБУЗ "НЦРБ" на лечение пациентов с подтвержденным диагнозом "новая короновирусная инфекция" подтвержден выгрузкой данных из Федерального реестра, сводной таблицей пациентов, которые поступили в спорный период.
Приказом главного врача N 165 от 19.08.2020 утверждено "Положение о выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку", куда медицинские сестры терапевтического и приемного отделения не включены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия в указанном Перечне должностей истиц, доказательств, свидетельствующих о выполнении в оспариваемый период должностных обязанностей в особых условиях труда, оказании ими медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19. Не оспаривая факт работы с пациентами, у которых впоследствии была выявлена новая коронавирусная инфекция, суд пришел к выводу, что указанное обстоятельство не порождает у истцов право на получение оспариваемых выплат.
Обращаясь с кассационной жалобой истцы полагали указанный вывод неверным, с чем следует согласиться.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 года N198н утверждены Временный Порядок и Основные принципы организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в т.ч. с созданием условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов, а также маршрутизация пациентов с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов.
В соответствии с пунктом 1.3 Основных принципов при утверждении схемы маршрутизации руководителям органов исполнительной власти субьектов РФ в сфере охраны труда предписано предусмотреть организацию отдельного приема через приемно-смотровые боксы и (или) фильтр-боксы пациентов с симптомами ОРФИ и внебольничной пневмонии.
С 18 октября 2020 года, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 01 октября 2020 года N1062н вступили в действие изменения, внесенные в приказ Минздрава РФ от 19 марта 2020 года N198н, в силу которых утверждены Временные штатные нормативы структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, согласно Приложению N 16.
В соответствии с Приложением 16 к приказу формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 предусматривает организацию приемного отделения для взрослого населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
В приемном отделении должны быть врач приемного отделения (врач-специалист) и медсестра приемного отделения на 1 круглосуточный пост на смену, а также не менее одного дезинфектора на медорганизацию. При этом, руководителю медорганизации было необходимо было составить временное штатное расписание в соответствии с утвержденными штатными нормативами. Отклонение от таких стандартов возможно только при согласовании с региональными минздравами, исходя из объемов оказываемой медпомощи.
Так же без оценки остались доводы истцов и истребованные по их просьбе материалы проверки Роспотребнадзора от 30 ноября 2020 года в ходе которой установлено, что на базе терапевтического отделения был создан провизорный госпиталь.
В соответствии с пунктами 396-399 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.36686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" при возникновении случаев заболеваний, вызванных микроорганизмами I - II групп патогенности (чума, холера, заболевания, вызванные вирусами I группы патогенности), новых инфекционных болезней, вызванных неизвестными возбудителями, отнесенными к I или II группе патогенности, а также для лиц, общавшихся с больными в очагах заболеваний, развертывают госпитальную базу (инфекционный госпиталь, учреждениях, выполняющих функции провизорных госпиталей (с койками, развернутыми для провизорной госпитализации), изолятор и обсерватор (учреждения, определенные для обсервации) в соответствии с комплексным планом по санитарной охране территории и требованиями Санитарных правил.
План развертывания (перепрофилирования) инфекционного госпиталя и учреждений, выполняющих функции провизорных госпиталей, изолятора утверждает руководитель медицинской организации и согласовывает главный государственный санитарный врач по субъекту Российской Федерации. Инфекционный госпиталь и учреждения, выполняющие функции провизорных госпиталей, изолятор организуют на базе инфекционной больницы или инфекционного отделения многопрофильной больницы.
Тот факт, что указанный СанПиН 3.36686-21 был утвержден за пределами спорного периода не влияет на существо спора, поскольку и в спорный период провизорный госпиталь, как и инфекционный госпиталь и изолятор относились к учреждениям специального назначения, с тождественными целями и условиями создания, в силу которых создание провизорного госпиталя в условиях новой коронавиусной инфекции было обусловлено необходимостью госпитализации, в т.ч. больных с симптомами ОРВИ, вернувшихся из стран и субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрирована вспышка новой коронавирусной инфекции, а также бывших в контакте с вернувшимися из стран и субъектов Российской Федерации с зафиксированной вспышкой инфекции, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований (отдельный вход, отдельное приемное отделение и т.д.).
Разрешая спор, суды обеих инстанций не приняли во внимание, что маршрутизация больных с момента поступления в больницу имеет отличия, согласно которым такие больные могут поступать в стационарное медицинское учреждение, которое полностью перепрофилировано для приема таких больных, либо в изолированный блок с отдельным приемным отделением (приемные смотровые боксы и пр.) либо "инфекционное отделение" через общее приемное отделение, в связи с чем при наличии в деле доказательств о поступлении таких больных, без надлежащей оценки остались доводы истцов о том, что они относились к группе риска заражения новой короновирусной инфекцией.
Юридически значимым в настоящем деле являлось и выяснение вопроса о создании на базе терапевтического отделения провизорного госпиталя, цель его создания, оценка доводов истцов о том, что такое подразделение было создано для работы в условиях распространения коронавирусной инфекции, в соответствии с планом маршрутизации, для оказания медицинской помощи лицам, больным COVID-19. Для чего было необходимо истребовать распоряжения Министерства здравоохранения Хабаровского края о маршрутизации госпитализации лиц, с подозрением или подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, с внебольничными пневмониями в КГБУЗ "Николаевская ЦРБ", приказы о создании на базе терапевтического отделения провизорного госпиталя, определить, при доказанности приведенных в иске обстоятельств, период и правовые основания взыскания, поскольку приведенные судом постановления Правительства N415 и N484 имеют разную правовую природу.
Суждения судов о том, что право на получение выплат распространяется только на медицинских работников, которые включены в Перечень, являются неверными, поскольку такое право обусловлено фактическим выполнением трудовой функции и работой в особых условиях труда, оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлен указанный диагноз, что влечет за собой риск заболевания указанной инфекцией медицинским персоналом. Таким образом, действия работодателя по не включению указанных работников в перечень не могут быть поставлены в вину работнику, осуществляющему данные работы.
По изложенному, судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где необходимо устранить указанные в настоящем определении нарушения процессуальных норм, связанных с оценкой обстоятельств, принять решение в соответствии с приведенными в определении суда нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.