Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Кравченко А.И, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Записек Е.В, Владимирова С.В. к администрации г. Хабаровска, комитету Правительства Хабаровского края по делам гражданской защиты, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании прав на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи, возложении обязанности включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по кассационной жалобе Записек Е.В, Владимирова С.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Записек Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Хабаровска о признании незаконным решения администрации г. Хабаровска от 16 февраля 2020 г. N 2-130, признании за ней права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории г. Хабаровска в августе - сентябре 2020 г, возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска включить Записек Е.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 г, утв. Постановлением администрации города Хабаровска от 9 ноября 2020 г. N 3596.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 марта 2021г. привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Владимиров С.В, в качестве соответчиков - Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Владимиров С.В. обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о признании незаконным решения администрации г. Хабаровска от 16 декабря 2020 г. N 2-130, признании за ним права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории г. Хабаровска в августе - сентябре 2020 г, возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска включить истца в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 г, утв. Постановлением администрации города Хабаровска от 09 ноября 2020 г. N 3596.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 мая 2021г. объединены в одно производство указанные гражданские дела, присвоен единый номер N 2-1718/2021.
С учетом уточнения исковых требований истцы просили суд признать право Записек Е.В, Владимирова С.В. на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 г. (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб.), возложить обязанность на администрацию г. Хабаровска включить Записек Е.В, Владимирова С.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории г. Хабаровска в августе - сентябре 2020 г, утв. Постановлением Администрации г. Хабаровска от 9 ноября 2020 г. N 3596.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 мая 2021 года, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 октября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Записек Е.В, Владимиров С.В. ставят вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Представителем администрации г.Хабаровска Караваевой И.В. подан письменный отзыв на кассационную жалобу.
В удовлетворении ходатайств представителя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите и представителя администрации Хабаровского края об участии в судебном заседании с использованием системы ВКС отказано ввиду технической невозможности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что в связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края распоряжениями Правительства Хабаровского края на территории города Хабаровска неоднократно были введены режимы чрезвычайной ситуации: 09.08.2013г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края"; с 29.07.2019г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019г. N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации; с 15.09.2020г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.09.2020г. N 962-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации".
Жилой многоквартирный дом N19 по ул.Мельничная в г.Хабаровске в периоды объявления ЧС находился в границах подтопления, утв. постановлениями администрации г. Хабаровска: от 16.09.2013г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013г. на реках Амур и Уссури"; от 19.09.2019г. N 3086 "Об определении затопленных (подтопленных) границ зон чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории г. Хабаровска в августе 2019г." в редакции постановления администрации г. Хабаровска от 25.09.2019г. N3164; от 27.10.2020г. N 3441 "Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории г. Хабаровска в августе-сентябре 2020г.".
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от 11.05.2016г. N 14, созданной в соответствии с постановлением администрации г. Хабаровска от 26.06.2015г. N 2173 "О создании городской межведомственной комиссии по признанию жилых домов частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реке Амур", были выявлены основания для признания "адрес" в г.Хабаровске непригодной для проживания.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 28.06.2016г. N2204 "адрес" в г.Хабаровске признана непригодной для проживания.
Заключением Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции" от 30.09.2020г. N 928, постановлением администрации г. Хабаровска от 10.12.2020г. N 4110, жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, данный жилой дом включен в затопленные (подтопленные) границы зон, чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории г. Хабаровска в августе 2019г. утв. постановлением администрации г. Хабаровска от 19.09.2019г. N 3086.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.12.2016г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 05.04.2017г, в удовлетворении исковых требований Записек Е.В. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Комитету госстройнадзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на включение в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации от 2013 г, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, отказано.
Судом установлено, что истцы отказались от получения мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате ЧС, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019г. на территории Хабаровского края по причине того, что не устраивает размер данной выплаты.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение по спору, учел требования Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2019г. N "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями", постановления Правительства Хабаровского края от 22.10.2020г. N 453-пр "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями", Порядка предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемов уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе - сентябре 2020г, утв. постановлением администрации г..Хабаровска от 09.11.2020г. N 3596, установил, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается невозможность для истцов воспользоваться в настоящее время мерами государственной
поддержки, поскольку заявительный характер истцами на соблюден, с просьбой оказания меры государственной поддержки истцы не обращались по собственному волеизъявлению, фактически уклоняясь от получения данной выплаты по критериям ее незначительности.
Судом указано, что что истцы, которым достоверно известно, что жилой дом, в котором они проживают, находится в границах затопления и подтопления, после признания в 2020г. дома не пригодным для проживания в результате подтопления в 2019г, продолжают им пользоваться и проживать в нем, с очевидностью зная, что дальнейшие затопления приведут к значительному ухудшению технического состояния дома и находящегося в нем имущества, в связи с чем, пришел к выводу, что в действиях истцов усматривается злоупотребление правом, влекущее отказ в удовлетворении исковых требований в соответствии со ст. 10 ГК РФ.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Главой второй Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и ОМС в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом "м" статьи 10 и подпункта "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, является полномочием Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями", установлено, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на следующие цели: в) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.10.2020 г. N 453-пр "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов, в том числе в целях финансового обеспечения: а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека). Источником финансового обеспечения трансфертов являются бюджетные ассигнования, предоставляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Хабаровского края.
Постановлением администрации города Хабаровска от 09.11.2020г. N 3596 утвержден порядок предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемов уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе - сентябре 2020 года, в силу пп. 2.1, 2.3, 2.4 которого, граждане подают на имя Мэра города заявления с приложением соответствующих документов, и в соответствии с п. 2.10.2 включаются в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, на основании заявлений и документов, указанных в п. 2.4 Порядка, и заключений комиссии по факту нарушения условий жизнедеятельности согласно приложению N 7 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 29.04.2020 г. N 275.
Согласно п. 2.10.3 Порядка, граждане включаются в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, на основании заявлений и документов, указанных в п. 2.4 настоящего Порядка, а также акта по форме согласно приложению N 8 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 29.04.2020 N 275.
Исходя из п. 2.12, 2.14 списки пострадавших граждан утверждаются и направляются в комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите в порядке, предусмотренном Правилами N 453-пр.
Выплата финансовой помощи осуществляется с момента предоставления бюджету городского округа "город Хабаровск" межбюджетного трансферта на выплату финансовой помощи пострадавшему гражданину.
В указанные списки, в силу п. 2.11 Порядка, не включаются граждане, в отношении которых не подтвержден факт их постоянного проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также факт нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.13 Порядка, граждане и (или) члены их семей, чьи жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации, признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, и получившие меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края" не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении вышеуказанных жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в пункте 4.2 постановления Правительства Хабаровского края от 22.10.2020 N 453-пр.
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от 11.05.2016г. N 14, созданной в соответствии с постановлением администрации г. Хабаровска от 26.06.2015г. N 2173 "О создании городской межведомственной комиссии по признанию жилых домов частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реке Амур", выявлены основания для признания "адрес" непригодной для проживания.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении. Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки и оценки суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судом первой и апелляционной инстанции на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
Другие доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Записек Е.В, Владимирова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.